Спрос на самарском автомобильном рынке диктует свои правила. Иногда производителям и дилерам приходится вносить самые серьезные изменения в собственную программу. О некоторых проблемах и закономерностях автомобильного рынка рассказывает Дмитрий Шумихин, генеральный директор ООО «Имола-Авто».
Несколько лет назад в Самаре (да и в стране в целом) начался бум продаж автомобилей. Вроде бы и дефолт был незадолго до начала ажиотажного спроса, но, тем не менее, от желающих купить иномарку отбоя не было. Поставщики не успевали менять квоты, как спрос их опережал.
Люди покупали машины без разбора, лишь бы взять. Мало кто придавал серьезное значение техническим характеристикам и потребительским качествам. Авто выбирали по принципу «лишь бы было». Даже цена порой не имела особого значения.
С тех пор неоднократно говорилось о том, что уровень продаж должен начать постепенно снижаться. Но не тут-то было. Продажи продолжают расти. Не так стремительно, как несколько лет назад, но и не так медленно, как обещали аналитики.
При этом покупатель стал значительно разборчивее. Удовлетворить все запросы нынче не так просто. Люди всесторонне оценивают будущую покупку и могут отказаться от одной машины в пользу другой буквально за пять минут до подписания договора поставки.
Причем людей сейчас очень сильно интересуют полноприводные модели: кроссоверы и внедорожники. Это утверждение легко проверить, если посмотреть статистику продаж. Спрос на полноприводные машины растет очень быстро. Посмотрите, как «выстрелили» «Кашкай», «Аутлендер», «Тусан». Спрос на них не спадает и купить внедорожник в автосалоне сейчас практически невозможно. Только если в очень дорогой топовой комплектации.
Это можно связать с тем, что такие автомобили гораздо лучше подходят для наших дорог, нежели привычные седаны и хэтчбеки. У них выше клиренс, мощнее подвеска, а значит можно не бояться разбитых дорог (которые, похоже, никогда не отремонтируют) и снегопадов. Кроме того, эти машины обладают достаточными габаритами для того, чтобы ощущать комфорт и безопасность, перевозить грузы, покупки и т.д. Но при этом они не так огромны, как классические тяжелые внедорожники, а значит управлять ими в городе легче. Да и бензина они потребляют значительно меньше.
Но, как говорится, дальше больше! Люди уже научились анализировать рынок и загодя готовятся к выходу новых моделей. Они изучают характеристики, читают журналистские отчеты (в Европе-то продажи начинаются раньше, чем в России), делают выводы и… идут в автосалон вносить деньги за машину, которая у нас еще только готовится к продаже. И тут возникает очередная проблема.
Например, на Ford Kuga уже сейчас выстраивается приличная очередь, а продажи начнутся лишь в июне. И количество машин, планируемых к поставке, получается меньше, чем количество желающих купить этот автомобиль. Безусловно, Ford сделает все возможное для того, чтобы удовлетворить все поступившие заявки в разумные сроки и решит возникшую проблему. Но, я думаю, что эта проблема далеко не последняя и российский рынок еще подкинет дилерам и производителям массу интересных головоломок, решение которых будет для нас, дилеров, делом чести.