Представителей ГИБДД снабдят точными инструкциями,касающимися того, как необходимо общаться c участниками дорожного движения. Министерство внутренних дел России разработало свод правил, четко регламентирующий взаимоотношения инспекторов с водителями и пешеходами.
«Административный регламент МВД о контроле и надзоре за соблюдением участниками дорожного движения требований в обеспечении безопасности» на данный момент выложен в открытом доступе на сайте министерства с целью широкого общественного обсуждения.
Данный свод правил призван внести максимально возможную прозрачность в отношения между представителями власти и рядовыми автомобилистами. Как расценивают законодательную инициативу МВД в самарском областном ГИБДД, неизвестно, так как, по словам специалиста отдела ОАР и пропаганды БДД УГИБДД Анны Карачанской, «...пока документ не принят, говорить не о чем».
В целом административный регламент представляет собой сведенный воедино сборник всех законов, актов, приказов, инструкций, касающихся безопасности дорожного движения. Кроме того, документ содержит немало нововведений. Так, каждый отдел ГИБДД обязуют открыть свой сайт для предоставления автомобилистам достоверной информации. К тому же «...при ответах на телефонные звонки и устные обращения сотрудники подробно и в вежливой форме информируют обратившихся... Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок».
Кроме того, новый регламент требует от инспекторов «проявлять спокойствие и выдержку», а «свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого понимания».
Самарские автомобилисты, поддерживая данную инициативу, тем не менее говорят о том, что иметь смысл она будет только в том случае, если не останется на бумаге. Подобные нормы поведения должны соблюдаться инспекторами и без особых на то указаний.
Традиционно много споров ведется о так называемых в народе «засадах» – скрытом контроле. В регламенте по этому поводу написано следующее: «Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме – с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». Однако как отличить данные автомобили от «обычных» патрулей, не разъясняется. При этом однозначно сказано, что использование в целях патрулирования автомобилей, не предназначенных для этого, запрещается.
Еще одно новшество – инструкции по использованию фото- и видеосъемки с целью фиксации нарушений на дороге. «При контроле за дорожным движением могут использоваться стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; мобильные, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования. Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием специальных технических средств является решение органа управления о применении таких технических средств». Что же касается использования диктофонов и видеотехники при общении инспектора с остановленным водителем, то оно разрешается, но только при условии информирования его о записи.
Мнения о том, насколько существенными окажутся изменения и произойдут ли они вообще, различны. По информации МООА «Свобода выбора», в среде автомобилистов все же сильны пессимистичные настроения: водители уверены – с принятием приказа ничего не изменится. Кроме того, по мнению представителей общественных организаций, тот же комитет по защите прав автомобилистов (КЗПА) смог бы внести целый пакет предложений и дополнений к данному документу.