Практически 80% дорог Самарской области не отвечают современным требованиям безопасности. По показателю смертности на автомагистралях губерния входит в первую десятку российских областей. Такие данные предоставил межрегиональный центр «За безопасность российских дорог».
Эта организация, созданная в 2007 году, проводит независимые исследования качества федеральных трасс и создает рейтинги безопасности автодорог городов России. Основным критерием для выбора регионов с целью исследования является численность населения, определяющая уровень экономического развития региона, и, следовательно, состояние автомобильных дорог.
Эксперты центра на основании проведенных исследований пришли к выводу, что по количеству ДТП, происходящих именно по причине неудовлетворительного состояния дорог, Самарская область входит в десятку российских регионов с самыми высокими показателями смертности на автотрассах.
Плохое качество автомагистралей уже за первые четыре месяца текущего года привело, согласно статистике ГИБДД, к 220 крупным дорожным происшествиям, в результате которых 29 человек погибло, еще 263 получили серьезные ранения. Для сравнения: в Москве за тот же период произошло 141 ДТП, 16 человек погибло, а ранения получили 155.
Правительство Самарской области признает факт несоответствия автодорог области многим требованиям и нормам. При этом, по сообщению пресс-секретаря министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Надежды Кирьяновой, с целью улучшения содержания и развития трасс министр Валерий Матвеев представил правительству стратегию развития областных трасс до 2020 года. Особое внимание планируется уделить федеральной трассе М-5, а также ряду территориальных автодорог, служащих сообщению с пограничными областями.
По данным экспертов центра, в 2007 году из 6985 километров дорог с твердым и «переходным» покрытием в Самарской области отремонтировано не более 160 километров. К тому же ежегодный ремонт ограничивается, как правило, только текущим «аварийно- ямочным».
К чему приводит подобная реконструкция дорожного покрытия, известно. Как правило, хватает ее ненадолго, да и ямы становятся в процессе эксплуатации еще больше. Паспортизация областных дорог не проводилась с 1999 года, а 20% от общего числа магистралей, что составляет 1800 километров, вообще не находятся на балансе. По оценкам областного министерства транспорта, на восстановление дорожной сети только областных дорог может потребоваться до 20 миллиардов рублей, в то время как ремонт и реконструкция дорог города обойдется еще дороже.
Только на решение первоочередных задач необходимо более 250 миллиардов рублей. Решение же всех необходимых вопросов потребует до 2020 года вложения более 300 миллиардов, то есть в среднем порядка 31 миллиарда рублей в год.
Как полагает руководитель межрегионального центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев, «...план ремонта и реконструкции дорожной сети Самарской области будет не так легко претворить в жизнь, как кажется на первый взгляд». Впрочем, общеизвестно, что областные власти намерены довести качество самарских дорог до московских к концу 2010 года.
Если же предусмотренные правительством области объемы по реконструкции и строительству транспортной сети будут реализованы, то губерния к 2020 году получит более полутора тысяч вновь построенных трасс, а остальные будут приведены в нормальное состояние.