С 1 июля вступило в силу правило, устанавливающее максимально допустимый для водителей уровень алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. Также автоинспекторы теперь смогут самостоятельно проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения прямо на дороге с помощью алкотестеров.
В статье 27.12 Кодекса административных правонарушений состояние алкогольного опьянения трактуется как «наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека».
Подобные нормы действуют на территории большинства европейских стран и составляют от 0,2 до 0,8 промилле. Так, в Бельгии, Германии, Швейцарии, Финляндии этот показатель составляет 0,5 промилле, в Швеции – 0,2, а во Франции – 0,8 промилле. В России до сегодняшнего дня любое содержание алкоголя считалось нарушением. Принятая норма в 0,3 промилле, как уверяют сотрудники ГИБДД, не влияет на способность человека управлять автомобилем. И вводится, в первую очередь, для людей, которым по состоянию здоровья необходимо принимать спиртосодержащие лекарства.
Освидетельствование на состояние опьянения инспектор сможет проводить только при наличии специальных приборов – алкотестеров, которые должны быть рекомендованы министерством здравоохранения и проверены в соответствующем порядке. Обязательными функциональными условиями для алкотестеров являются способность распечатывать и запоминать результаты. Необходимо это для того, чтобы сразу же после проведения теста можно было вывести его результаты на бумаге. При этом данные должны сохраняться в памяти прибора с целью перенесения в компьютер ГИБДД и хранения в течение положенного времени.
Ожидается, что способность прибора запоминать информацию позволит свести на нет «решение проблемы на месте». Если прибор показал превышение установленной нормы, то у инспектора не будет другого выхода, кроме как оформить нарушение по всем правилам. К тому же, процедура освидетельствования должна проходить в присутствии двух понятых. Все нападки о том, что алкотестеры можно будет перепрограммировать, чтобы изменить показания в большую сторону, представители ГИБДД России отвергают. По их заверениям, гарантией честности станут сертификат документа и его опломбирование. Кроме того, полученные результаты автомобилист в случае несогласия с ними сможет перепроверить в течение суток на стационарном посту.
В среде автомобилистов уже звучат мнения , что вот теперь-то и можно пропустить бутылку пива за рулем. На деле такие разговоры, как опасаются специалисты, могут обернуться большими проблемами для тех, кто действительно решит, что новая законодательная норма дает право выпить. По словам заместителя главного врача по организационно-методической работе самарского областного наркологического диспансера Любови Мельниковой, содержание 0,3 промилле алкоголя в крови – это очень низкая концентрация. «Здесь все индивидуально и зависит от физического, психического состояния здоровья человека. Большую роль играет и то, как работает печень. У кого-то такой показатель может быть после кружки пива, у кого-то – после гораздо меньшего количества спиртного», – считает Любовь Мельникова.
По мнению самарского автомобилиста с десятилетним стажем Евгения Сметанина, автомобиль и алкоголь – вещи вообще не совместимые. «Нельзя забывать о том, что все люди разные, и алкоголь на всех влияет тоже по-разному. Градусосодержащие жидкости вообще непредсказуемы. Лично я как автомобилист никогда не воспользуюсь этой нормой. Зачем мне проблемы с ГАИ, да и жизнь свою я берегу», – говорит Евгений.
Движение автомобилистов России уже осенью текущего года планирует выступить с инициативой о введении на законодательном уровне ужесточения наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Планируется предложить увеличение срока административного ареста с 15 до 30-60 суток, а также ввести практику привлечения нарушителей к общественным работам.