Авто Право на воду

Право на воду

В разгар летнего сезона с каждым годом возрастает не только количество передвигающихся по Волге катеров, гидроциклов и других маломерных судов, но и количество несчастных случаев на воде. Происходят они, чаще всего, именно по вине таких горе-«судоводителей». Пренебрежение элементарными правилами безопасности, управление судном в нетрезвом виде – причиной может стать любая неосторожность. А ведь права на управление водным транспортом получить ни чуть не легче, чем на автомобиль. Где это можно сделать и с чем придется столкнуться во время такого обучения?

Если рядом с городом есть река, то неминуемо найдутся желающие купить лодку, чтобы по этой реке плавать. Самара стоит на Волге, а значит, нет числа людям, охочим до речных прогулок на собственном катере. Понятно, что для того, чтобы с повязкой на глазу и драном тельнике на волосатой груди резать на моторке речную волну, нужны права. А вот как же их получить?

Будучи 19-ти летним пацаном, мой двоюродный брательник решил стать водителем катера и получить соответствующие права. В его семье имелся «Прогресс-2М» с мотором «Вихрь-30», а у отца за плечами был солидный стаж судовождения. И вот, в свободное от занятий в университете время, брат занялся учебой. Должен сказать, что многое в учебе оказалось для него весьма неожиданным. Например, то, что, оказывается, водитель катера именуется не капитан (а было бы круто), а судоводитель маломерного судна.

Но это еще ничего. Так, цветочки. Главное в том, что свод правил, необходимых для успешной сдачи экзамена, умещался примерно на 200-ах страницах. Ясное дело, что там было полно картинок с изображением знаков, огней, судов, бакенов, обозначений и т.д. и т.п., но все равно страниц сто чистого текста оставалось. Теперь представьте, сколько занимает текст Правил дорожного движения, и вы поймете, насколько сложены правила движения судов по рекам (страшно подумать, как выглядит морской кодекс). К чести братана, он все это осилил и теперь катает всю свою семью на катере где-то в районе Васильевских островов. Судя по тому, что все еще живы, можно предположить, что правила он знает отлично, да и с судном управляется неплохо.

Но есть нюанс. Теорию и практику судовождения он сдавал еще в додефолтовые времена (кто не помнит – до 1998 года) и тогда было не так уж много организаций, занимавшихся подготовкой судоводителей. А после дефолта их стало еще меньше. А после начала повальной сертификации список истончал так, что для пересчета пальцев на одной руке хватило бы с избытком.

Сейчас подготовкой судоводителей занимаются несколько зарегистрированных в Центре ГИМС МЧС России по Самарской области учебных заведений, ведущих подготовку судоводителей маломерных судов:

1. «СОК СТУЦ РОСТО»: г. Самара, ул. Чкалова, 90, тел. 338 69 97.

2. НОУ Самарский учебный центр: г. Самара, ул. Максима Горького, 117, тел. 221 24 84, 249 17 44.

3. АНО ЦПП Самарская областная школа «ОСВОД»: г. Самара, ул. Самарская, 138, тел. 332 53 97.

4. НОУ Профшкола «Нептун»: г. Самара, ул. Сергея Лазо, 60/36, тел. 950 05 29.

5. ООО «Волна»: г. Самара, ул. Советской Армии, 243, тел.: 221 00 49, 926 03 53.

Курс обучения занимает 129 часов (поверьте, правил много!). В него входят занятия по основам теории судов и устройству маломерного судна, изучение судовых двигателей и движителей, электрооборудования маломерных судов, непосредственно судовождение, инструктаж по обеспечению безопасности плавания, правопорядка и охраны окружающей среды на водоемах и отработка технических навыков управления маломерным судном.

Типы судов, на право управления, которыми выдаются удостоверения:

1. «Катер» – моторное судно со стационарным двигателем;

2. «Моторная лодка» – моторное судно с подвесным мотором (моторами);

3. «Парусное судно» – судно с парусным вооружением;

4. «Парусно-моторное судно» – судно с парусным вооружением до 12 кв. м и стационарным двигателем или подвесным мотором;

5. «Гидроцикл» – бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем.

Стоимость курса варьируется в зависимости от категории: можно получить права на управление только катером или мотолодкой, а можно еще и на гидроцикл. Цена составляет от 4,5 тыс. руб. до 6 тыс. руб. Пожалуй, самый оптимальный вариант – обучение сразу на все виды маломерных судов. Да, это обойдется дороже, но зато можно будет без проблем арендовать гидроцикл где-то на турбазе и спокойно кататься, не рискуя привлечь внимание ГИМС, с которой шутки плохи. Особенно в последнее время. Ах, да, еще не забудьте пошлину в ГИМС – 400 руб.

Стоит учесть, что, по сравнению с прошлыми годами, произошли значительные изменения в правилах аттестации. Ранее к управлению маломерными судами допускались лица, достигшие 16-летнего возраста. Теперь взяться за штурвал катера можно будет лишь с 18 лет. Несколько смягчилась ситуация с экзаменами на права: ранее из 12 задаваемых экзаменуемому вопросов можно было допустить лишь одну ошибку, а сейчас допускаются уже две.

Изменились Правила регистрации маломерных судов: так, ранее в судовом билете значился лишь один владелец судна, а в случае управления им несколькими гражданами, на каждого должна была быть выписана доверенность. Сейчас в судовой билет можно вписать несколько фамилий, что значительно упростило жизнь владельцев катеров.

Кроме того, разработан и утвержден образец техталона для плавсредств, которого в последнее время просто не существовало. Так что ежегодный техосмотр теперь завершается выдачей этого самого талона – прямо как в случае с обычными автомобилями.

Новыми Правилами пользования маломерными судами, принятыми в 2006 году, ограничена скорость движения этих судов: в районе пристаней и населенных пунктов – до 30 км/ч, а в районе мест массового отдыха граждан (пляжи, турбазы и пр.) – до 15 км/ч.

Вообще изменений много. Правила движения катеров по рекам становятся все более жесткими и упорядоченными. ГИМС закупает мощную технику, чтобы догонять нарушителей, но всплеск продаж водно-моторной техники привел к росту смертности на воде.

Ежегодно из-за столкновений, превышения скорости, вождения катера в нетрезвом виде, пренебрежения ходовыми огнями, гибнут люди. Часто катера калечат или попросту убивают купающихся, так как подходят слишком близко к берегу или слишком быстро носятся по протокам. Не думаю, что стоит перечислять несчастные случаи и аварии, произошедшие на воде. Если у кого-то есть желание посчитать трупы и раненых, то в интернете есть много информации на эту тему.

Проблема, как всегда, в низком качестве подготовки судоводителей и полной безответственности граждан. Порой мощным катером управляют люди, не прошедшие даже элементарной подготовки и не знающие, как с ним обращаться. Особо «одаренные» граждане запросто передают новичкам управление водным транспортом. Ну и самое наболевшее – это, конечно, купание и управление водным транспортом в нетрезвом состоянии. Зачастую именно употребление спиртного становится причиной трагедии на воде.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления