Олег Саблин по роду своей профессиональной деятельности связан с грузовым коммерческим автотранспортом. Возможно, поэтому он считает, что машина – это прежде всего объект практического приложения, а не эстетического любования.
– Олег Анатольевич, как давно вы водите автомобиль?
– Честно говоря, права я получил не так давно – в 2005 году, на следующий день после дня рождения. Наверное, это был один из запоминающихся моментов. Получается, что документ на право управления автомобилем я получил достаточно поздно. Все потому, что к машине отношусь вполне спокойно, без фанатизма. Я считаю, что автомобиль, перефразируя известное всем выражение, – это не роскошь и не средство передвижения, а инструмент выполнения определенных задач. Машина должна быть полезной, она создана для облегчения человеческого труда. Может быть, специфика профессиональной деятельности, которой я занимаюсь, накладывает отпечаток, но мое мнение – автомобиль должен быть полезен, приносить что-то помимо удовольствия.
– И что же все-таки заставило вас сесть за руль?
– Общественное мнение, что называется, надавило. Все окружающие замучили вопросами, почему не водишь: и по статусу, и по возрасту положено. Это не связано с тем, что я от кого-то зависел, кого-то просил, не было у меня проблем с передвижением. Просто назрела необходимость. Я в течение 10 лет ездил справа от водителя. А потому, когда получил права, можно сказать, только поменял свое местоположение относительно коробки передач. Кроме того, честно сказать, опыт вождения у меня был и до официального получения водительского удостоверения. К тому же, в течение этих 10 лет я проводил по пять-шесть часов в кресле переднего пассажира. Могу сказать, что чувствую себя одинаково комфортно как в качестве пассажира, так и в роли водителя.
– Как вы оцениваете ситуацию, существующую сейчас на самарских дорогах? Что вас раздражает больше всего в условиях города?
– Больше всего на дорогах города Самары лично меня не устраивает отсутствие вежливости со стороны водителей. Я довольно часто езжу на автомобиле в Москву и могу сказать, что там такого хамства нет. По моему мнению, даже пробки не являются столь серьезной проблемой, как неуважение автомобилистами друг друга. Опять же, в сравнении с другими городами, той же Москвой или, например, Пекином, пробки в Самаре не кажутся столь ужасными. Там создаются такие заторы, что машины стоят в восемь рядов и движутся со скоростью, наверное, даже меньшей, чем скорость пешехода. Потому, когда возвращаешься в Самару и стоишь в пробке из двух-трех рядов машин, то это уже не кажется стихийным бедствием. А вот вопрос с отсутствием культуры поведения на дорогах стоит гораздо острее. В других городах, если уж автомобилист показал сигнал поворота при перестроении, то его обязательно пропустят. А на самарских дорогах включение поворотника при смене полосы движения стало, скорее, исключением из общего правила.
– Ваше мнение: можно ли бороться с заторами на дорогах Самары?
– Пробки – это проблема всех крупных городов, уровень жизни в которых достаточно высок. Думаю, в связи с тем, что количество машин у жителей города будет только увеличиваться, соответственно, расти будут и пробки. Дороги-то остаются прежними, не соответствующими тому количеству транспорта, которое по ним передвигается. И это уже вопрос инфраструктуры. Над этим необходимо задуматься властям и начать что-то предпринимать для улучшения ситуации. А сделать это можно, наверное, только в корне изменив подход в решению проблемы.
Кроме того, если бы и руководство города стояло в пробках, добираясь на работу и с работы, может быть, положение дел уже сейчас было бы другим. Вероятно, пока транспорт Самары не встанет на три дня, как было, например, во Франции, все останется на прежнем уровне. Пока жители имеют возможность хотя бы рано утром и поздно вечером передвигаться по дорогам города без заторов, значит, проблема еще не настолько велика, с точки зрения властей. Ведь, смотря правде в глаза, стоит сказать, что и кроме этой в Самаре немало проблем, которые волнуют автомобилистов. Например, отсутствие парковок. Возводятся новые жилые микрорайоны, торговые центры, а парковочные площадки при них в большинстве случаев не предусмотрены.
– Олег Анатольевич, а на дальние расстояния вы на машине ездите?
– Да, причем в другие города на машине я езжу как в качестве пассажира, так и в качестве водителя. Проблемы с представителями ГИБДД? Ну, конечно, если заведомо нарушать правила, мчаться по трассе со скоростью 160 километров в час, опасаться автоинспекторов стоит. Но я считаю, что если едешь по правилам, соблюдая скоростной режим (отступая от него не более чем на 10-20 километров), чего бояться? Остановят, а придраться-то не к чему. Если ты уверен в себе и знаешь, что с твоей стороны нарушений нет, какие могут быть опасения?
– А как вы относитесь к женщинам за рулем?
– Нормально, спокойно я к ним отношусь. Я не считаю, что это какая-то отдельная категория водителей. Половая принадлежность вряд ли влияет на мастерство управления автомобилем. Все зависит от человека, его способностей и уровня культуры. Есть такие женщины-водители, которые дадут фору многим мужчинам-автомобилистам и в уровне дисциплинированности, и в умении маневрировать на дороге.
– А женщины в вашей семье водят автомобиль?
– Нет, и связано это, наверное, с личным нежеланием. Хотя, моя дочь, которой сейчас четыре с половиной года, с удовольствием сидит за рулем, когда мы выезжаем куда-нибудь за город.
– Олег Анатольевич, ваша профессиональная деятельность связана с грузовым автотранспортом. А сами вы садились за руль грузовика?
– Да, садился. И у меня открыта соответствующая водительская категория. При необходимости я могу управлять большегрузным авто. Изначально просто интересно было попробовать себя за рулем большой машины. Разница, конечно, есть. И более комфортной поездку в таком автомобиле вряд ли назовешь.
– А на каком автомобиле вы ездите сейчас?
– Suzuki Grand Vitara. Вот в вопросе выбора авто инициативу на себя как раз и взяла супруга. Я ее выбором остался доволен. Потому как считаю, что в российских условиях автомобиль должен быть именно таким – с высокой посадкой, хорошей проходимостью. Ведь буквально полгода у нас сплошное бездорожье: снег, дождь, грязь. Да и цвет машины тоже выбирали, исходя в первую очередь из соображений практичности: чтобы был менее марким, не так заметны были пыль и грязь, чтобы мыть можно было пореже. Хотя ребенок настаивал на приобретении семейного авто красного цвета.
– В последнее время на законодательном уровне возникает много инициатив об ужесточении наказаний для автомобилистов. Одна из последних – предложение ввести уголовную ответственность для водителей в состоянии алкогольного опьянения только за сам факт нахождения за рулем в нетрезвом виде. Как вы это оценивате?
– Лично я не пью и знаю, что меня это не коснется. Считаю, что решение, садиться пьяным за руль или нет, опять же, зависит от каждого лично. Это на уровне морали, воспитания. Это ответственность каждого автомобилиста перед самим собой, своей семьей, обществом, наконец. Кроме того, психология русского человека такова, что он думает: почему другим можно, а мне нельзя? То же и с вопросом соблюдения правил дорожного движения. Если человек понимает, что он ездит по правилам не для инспектора ГИБДД, а для собственной безопасности, то и вопросов не возникает.
Просто нужно понять, что важнее: на одной чаше весов опоздание на 15-20 минут, а на другой – опоздание на всю жизнь, которую можно просто потерять. В последнее время случается очень много крупных аварий, в которых гибнет огромное число людей. Думаю, происходит это именно на трассах потому, что люди расслабляются, вырываясь из пыльного и душного города, теряют бдительность. Не для кого не секрет, к чему это приводит.