К 2015 году в Самаре будет создана интегрированная транспортная система, предусматривающая взаимодействие всех видов пассажирских перевозок. Добраться с Безымянки до исторического центра города можно будет менее чем за полчаса. Об этом рассказал на брифинге, посвященном принятию целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта в 2009-2015 годах», руководитель департамента транспорта Самары Валерий Графский.
По словам Валерия Графского, общественный транспорт города на сегодняшний день находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Так, изношенность подвижного состава автобусного парка составляет 65%, а трамвайно-троллейбусного – 95%. Одной из причин, приведших к столь неутешительным результатам, стало то, что городская программа, направленная на развитие пассажирского транспорта в 2003-2007 годах, была выполнена только наполовину.
Себестоимость перевозки одного пассажира в Самаре на сегодняшний день составляет: в автобусе – 15 рублей, в троллейбусе – 13 рублей, в трамвае – менее девяти рублей, в метро – более 20 рублей.
Основные проблемы, существующие в сфере пассажирских перевозок на сегодняшний день, хорошо известны каждому, кто хотя бы раз в день ездит на общественном транспорте. Это переполнение в часы пик, поездки, нередко занимающие больше часа времени, неудовлетворительное состояние подвижного состава. Если предлагаемая департаметом программа реализуется в полном объеме, то обозначенные проблемы, как обещает господин Графский, будут успешно решены.
Так, среднее время поездки из жилых районов до мест работы сократится до 24-27 минут. Наполнение салонов в часы пик снизится до трех человек на один квадратный метр свободной площади пола в автобусах и троллейбусах, четырех – в трамваях. Эти цифры соответсвуют существующим нормативам. А в настоящее время, согласно статистике транспортного ведомства, «населенность» автобусов и троллейбусов составляет 4-5 человек, а трамваев – пять.
В целях реализации программы запланировано привлечение денежных средств в размере пяти миллиардов 591 миллиона рублей. Из городского бюджета будет выделено два миллиарда 141 миллион. Недостающая сумма, как ожидается, будет изыскана из собственных средств автотранспортных предприятий и сторонних инвестиций. Кроме того, городские власти не прочь принять предложение о софинансировании из областной казны.
Часть средств пойдет на приобретение 740 единиц техники: 175 троллейбусов, 207 трамваев, 358 автобусов. На сегодняшний день парк общественного автотранспорта Самары состоит из 249 троллейбусов, 422 трамваев, 450 автобусов. По словам Валерия Графского, весь этот транспорт находится в рабочем состоянии, но ремонтировать его приходится достаточно часто, на линию ежедневно выходит менее 50%. «Только за два месяца работы на дачных перевозках 30 автобусов вышли из строя. Ежегодно 24 трамвая и 24 троллейбуса практически заново восстанавливается, но до бесконечности это продолжаться не может», – сообщил господин Графский.
Что же касается «Газелей», то их в общем объеме городского общественного транспорта должно быть не более 7-8%. Сегодня эта цифра составляет 20%. Большое количество автобусов, способных перевезти всего13-15 пассажиров, создает дополнительные заторы на дорогах, потому рациональнее заменить их более вместительным автопарком.
Интегрированная маршрутная сеть, согласно планам представителей городского департамента транспорта, будет выстраиваться по схеме «метро–трамвай–троллейбус–автобус». Расширение сети метрополитена позволит уменьшить количество перевозок на наземном транспорте. Как отмечает Валерий Графский, ставка будет сделана на существующую инфраструктурную сеть. С опорой на нее и будут выстраиваться автобусные маршруты. Кроме того, руководитель транспортного ведомства пообещал, что приоритетом в развитии системы пассажирских перевозок станет забота о комфорте жителей города.