Очень сомнительно, что на самарских АЗС можно купить действительно АИ-95 и АИ-98. Специалисты уверяют, что на деле это не более чем АИ-92 или даже АИ-76 со специальными присадками, повышающими октановое число. Где же в нашем городе заправляться все-таки безопасней? В поисках ответа на этот вопрос очень пригодился личный опыт многочисленных самарских автолюбителей.
Бензина в стране много. Это потому, что нефти много. Только заправляться почему-то нечем, а цены на бензоколонках постоянно растут. Хотя на дворе XXI век, высокие технологии под боком, а нефть не умеют перерабатывать только дети, Россия по-прежнему считается страной с плохим топливом.
Пожалуй, не будем вдаваться в теорию переработки нефти. Хотя привести забавный пример стоит. Некоторое время назад в стране под названием СССР бензин был только авиационный. Точнее, это был керосин, а бензин шел как побочный продукт его получения. И его было навалом. Только тратить было некуда. Поэтому движки тогдашних машин жрали его ведрами – надо же куда-то было все это богатство девать. Итальянцы как-то позарились на наши грузовики, но, посчитав расход, решили, что ну его на фиг. Так и разориться недолго.
С тех пор качество топлива мало кого волновало. Бензин выпускали низкооктановый – АИ-76 и АИ-92. Бензин был этилированным, но потом его запретили, поскольку присадки с содержанием свинца крайне плохо отражались на здоровье трудящихся масс. Решение правильное – не поспоришь. Но проблема в том, что все те заводы, которые в XX веке делали 92-й и 76-й, в XXI продолжают делать те же самые сорта топлива. Если вы думаете, что на бензоколонке вы покупаете 95-й, то сильно ошибаетесь. Если покупаете 98-й – ошибаетесь еще сильнее, поскольку эти два вида топлива в нашей стране по-прежнему практически не производятся. А то, что продается на заправках – всего лишь 92-й или 76-й, разогнанные присадками до «нужной кондиции».
По словам специалистов лаборатории ГСМ, сегодня почти на всех бензоколонках страны происходит обман потребителей. Бензин марки АИ-98 – миф. Топлива с таким октановым числом в России почти не производится. А то, что выдают за АИ-98 на АЗС, – это даже не «девяносто пятый», который в действительности также встречается крайне редко. В лучшем случае это «девяносто второй», а то и вовсе АИ-76 с присадками, повышающими октановое число. Так же мифично топливо марки «Евро-4». Его активно рекламируют как наиболее экологичное, но реально бензина такого качества в стране нет. В лучшем случае, мы имеем дело со стандартом «Евро-3» или даже «Евро-2».
Вообще же, химики отмечают процесс ухудшения качества топлива, хотя вроде бы оно должно улучшаться. По идее должны строиться новые заводы, но в кулуарных беседах нефтяники говорят, что оборудование на заводах старое и не позволяет производить глубокую переработку нефти и качественный бензин. В отвал идет до 30-40% нефти, а из остального получают низкокачественное топливо. На западе, например в США, уровень переработки нефти достигает 98%.
Специалисты склонны связывать ситуацию с ухудшением качества топлива с отсутствием в России законных механизмов контроля и регулирования качества продаваемого жидкого топлива. Изменить ситуацию можно только через принятие законодательных мер, предусматривающих ответственность, вплоть до уголовной, за торговлю некачественным топливом, и организацию государственного надзорного органа по контролю качества ГСМ, поступающих на розничный рынок. Но государство пока не жаждет решать такую проблему. Видимо, нефтяное лобби оказывается сильнее государственной машины.
Гражданам ничего не остается делать, как на своих шкурах и машинах проверять качество топлива. Единственный метод – пробы и ошибки. АЗС нужно выбирать либо по рекомендации друзей, либо по собственному опыту. Это сложно. В Самаре до сих пор можно купить бензин, который убьет инжектор уже через 10 километров. К счастью, эти инциденты происходят реже, но все равно многие автолюбители жалуются, что после заправки машина тупит, расход повышается, а потом и вовсе приходится ехать на СТО для чистки форсунок или замены свечей.
Чтобы не пытать собственную машину, а потом не разносить в пух и прах бюджет, я опросил 50 человек и задал один вопрос: «Где вы заправляетесь?» Вот результаты:
1. ТНК. По мнению большинства водителей, на заправках этой компании – лучшее топливо в городе. Моторы работают ровно, расход снижается, на свечах равномерная и правильная по цвету окалина. Некоторые отмечают прибавку мощности и тяги. Некоторые советуют покупать на ТНК бензин «Евро», но большинство считает эту марку уловкой и предпочитает классический 95-й или 92-й безо всяких «Евро». Расположение: Карла Маркса/Алма-Атинская, Стара Загора/Алма-Атинская, Московское шоссе рядом с ТЦ «Касторама».
2. «Роснефть» или «Подсолнух». Эти бензоколонки появились после банкротства ЮКОСа и последовавшего за ним ребрендинга. По старой памяти многие заправляются именно на этих колонках. Бензин неплохой. Двигатель не жалуется. Качество, сравнимое с ТНК, хотя за подсолнух высказалось чуть меньше опрошенных респондентов. Расположение: Московское шоссе/Революционная (бывшая «японка»), Московское шоссе рядом с Хлебозаводом, Хлебная площадь (ЮКОС), Южное шоссе за кольцом на выезде из города.
3. «Лукойл». Самое шаткое положение – у именитой и активно рекламируемой заправки. Видимо, свое черное дело сделали нечистоплотные фирмы, работавшие по франшизе. Тем не менее, если вы видите заправку «Лукойл», то можете заправляться. Серьезных жалоб пока не поступало, хотя большинство опрошенных опасаются заправляться на «Лукойле». Кстати, не перепутайте с «Диойл». Это совсем другая песня. Расположение: самая известная заправка расположена возле ТЦ «Апельсин» на Ново-Садовой.
4. «Витязь». Плевки и шипение раздавались при упоминании этой компании. Хотя на заправочных станциях низкие цены, бензин порой попадается столь низкого качества, что мотор начинает работать с провалами, мощность падает, разгона нет. Плюс ко всему, по опыту многих опрошенных, если часто заправляться на «Витязях», то в скором времени придется менять свечи и чистить датчик расхода воздуха. Заправляться рекомендуют только в том случае, если рядом ничего более путного не имеется – и на свой страх и риск. Расположение: Ново-Садовая/Соколова, Московское шоссе рядом с Медицинским институтом.
5. «Март». Об этой заправке хорошо отозвались только те, кто заправляется 92-м. Остальные прокляли. Хотя порой 95-й там отмечался неплохого качества. Однако в самом начале своего существования бензоколонки «Март» были замешаны в нескольких бензиновых скандалах, когда после заправки машины практически сразу отправлялись в сервис. Видимо, до сих пор репутация не восстановилась. Расположение: Мичурина рядом с ГПЗ4, Ново-Садовая рядом с Демократической, Авроры/Г. Димитрова.
Андрей Трой