Олег Сабанцев – действительный член Профессиональной ассоциации андрологов России, квалифицированный специалист-медик, со всей ответственностью и увлечением относится к своей работе и семье. Кроме того, ему небезразлично, что происходит вокруг, в том числе и на дорогах Самары.
Серебристая «копейка»
– Автомобильные права я получил еще тогда, когда работал районным хирургом в Марийской АССР. Там я оказался по распределению после окончания медицинского института. А вот машину приобрел, уже когда приехал в Самару в 1992 году. Мой первый автомобиль был уникальным. Мои друзья тогда шутили: «У тебя автомобиль первый, бампера пятые, а цвет девятый». Это была вазовская «копейка» с бамперами от «пятерки», цвета «мокрый асфальт» 1972 года выпуска. Такой она мне уже досталась. Считаю, это просто легендарная машина.
Причем с ее приобретением все было достаточно непросто. В тот период я взял кредит на строительство дома. Работал в Клявлино. И получилось так, что две недели не мог выехать в город, потому что дежурил на дому как хирург. За это время цены на машины успели вырасти в два раза. В итоге суммы, которой я располагал, хватило уже не на новую машину, а только на 20-летнюю «копейку». Отдал я за нее тогда 200 тысяч рублей.
Практичный выбор
– Как правило, я пользуюсь автомобилем года четыре, от силы пять. Столько же мне послужило и это чудо советского автопрома. Затем я ездил на новой «шестерке», 99 модели ВАЗа, было у меня две «десятки». Сейчас – иномарка Mitsubishi Lancer в кузове «универсал». Почему я остановил свой выбор именно на этой модели? Во-первых, это машина, которая устраивала меня по цене. Я взял ее в кредит, но очень быстро его выплатил. Во-вторых, это достаточно вместительный автомобиль, мне комфортно в нем находиться. Да и более длинный кузов позволяет загрузить все, что нужно для поездки всей семьей: велосипеды, лыжи, необходимые вещи.
Но сейчас уже начинаю задумываться о приобретении еще более просторного авто: дети подросли – дочери 12 лет, сыну семь. Учитывая ситуацию, складывающуюся на самарских дорогах, думаю, что следующая машина будет, вероятно, внедорожник.
Для меня важно, чтобы автомобиль был практичным, многофункциональным, просторным, вместительным. Ездить нужно много – на работу и с работы, с семьей на отдых – а потому и вопрос экономного расходования топлива далеко не на последнем месте.
При этом к автомобилям я отношусь без фанатизма. Нет у меня автомобильной мечты. Конечно, хочется ездить на качественной машине, надежной, красивой. Но авто в первую очередь – это прикладной предмет, позволяющий облегчить человеческий труд, сэкономить силы.
Семейная практика
– Моя супруга тоже водит автомобиль. Но у нее маленькая машина – Honda Jazz. Свою жену управлять автомобилем я учил сам. Первый опыт вождения она приобретала на «десятке», которую я оставил ей, когда приобрел Mitsubishi Lancer. Права на тот момент у нее уже были, я старался научить ее тонкостям поведения на дороге. Меня самого учил в свое время родной дядя с тридцатилетним стажем вождения.
Это обучение серьезно отличалось от того, что традиционно бывает в автошколах, где, как правило, учат ездить только по прямой. Дядя учил меня просчитывать, предугадывать такие ситуации на дороге: куда может повернуть трамвай; на рельсах может быть окалина, которая повредит шины; водитель автомобиля с иногородними номерами, наверняка, не знает, куда ехать, и может совершить необдуманный маневр. Благодаря этому в крупные ДТП я, слава Богу, не попадал. И супруге тоже постарался передать эти знания.
Особое внимание я уделил маневренности автомобиля на узких площадках. Находясь на правом пассажирском сидении, я иногда начинаю комментировать ситуацию, ее действия в роли водителя. Она, конечно, раздражается. Но я стараюсь делать замечания деликатно. И уже сейчас она оценивает мои действия за рулем. (Смеется.) Но мы стараемся не конфликтовать по этому поводу.
О самарских дорогах
– В часы пик, во время пробок я практически всегда пользуюсь объездными путями. Лично меня как автомобилиста возмущает ситуация, складывающаяся на городских дорогах. В Самаре строят, казалось бы, прекрасные дороги: отремонтировали Московское шоссе, сейчас идет ремонт Ново-Садовой. Однако истинную причину пробок хорошие дороги не устраняют. У меня создается впечатление, что те, кто занимается транспортными вопросами, не продумывают ситуацию, которая складывается на дорогах города.
По большому счету, решения здесь очевидны. Например, Ново-Садовую расширяют до трех полос. А пробка возникает из-за того, что на перекрестке с улицей Советской Армии всего две полосы, причем с левой, как правило, автомобилисты поворачивают. Получается, что три полосы сливаются в одну. Потому и образуется затор. Ведь если бы было заложено еще две полосы вправо, пробки бы просто не было. Кроме того, никто не просчитывает пропускную способность дорог с перспективой на ближайшие годы.
Я был в США, в Солт-Лейк Сити. Дорожная ситуация там похожа на нашу: город зажат между гор, как Самара между рек. Машины еду по двум хайвеям, пробок нет в обоих направлениях, по четыре полосы в каждом, справа и слева полосы для спецмашин. Автомобили стоят в подземных гаражах, специальных паркингах, а не вдоль обочин. Небольшие заторы, конечно, случаются, но нечасто и ненадолго, что это не является бедствием для жителей.
Еще четыре года назад я доезжал от своей клиники, расположенной на Ленинской, до дворца Металлургов за 25 минут. Сейчас такая ситуация кажется немыслимой. В связи с тем, что стало доступным автокредитование, машин на дорогах с каждым днем становится все больше. И если даже сейчас дороги не справляются с существующей нагрузкой, то что же будет дальше?
О скутерах и «Газелях»
– Думаю, что скутеры пора уже начинать ставить на учет, регистрационные номера присваивать, а водителям их – права выдавать. Например, как обстоят дела с регистрацией судов? По правилам ГИМС, бортовой номер должен быть даже на весельной лодке. Если установлен небольшой мотор, управляющий подобным плавсредством, водитель уже должен иметь соответствующие права. Подобные правила почему-то не распространяются на дорогу. Маленький мотороллер, развивающий скорость более 40 километров в час, не нужно регистрировать. В таком случае, можно и автомобилистам разрешить ездить без прав, по пробкам все равно не разгонишься. Скутеристы, как правило, ездят без шлемов. Как врач отмечу, что падение на такой скорости может обернуться весьма серьезными последствиями. В этой связи вспомнился анекдот:
Районный хирург приходит в магазин, спрашивает:
– Сколько вы сегодня продали мопедов?
– 20.
– Интересно, а где еще четверо...
Что же касается «Газелей», на которые ругается большинство самарских автовладельцев, то в любой транспортной фирме вам дадут ответ на вопрос, в чем проблема. Это кадры. Водители есть дисциплинированные, не создающие проблем своему начальству, пассажирам, другим участникам дорожного движения, а есть лихачи. Если человек только получил права, его нельзя сажать за руль общественного транспорта. Нужно какое-то тестирование устраивать. Решение в этом вопросе должно быть принято совместными усилиями представителей ГИБДД, транспортного ведомства, руководителей АТП.
Человеческий фактор обходится довольно дорого как в медицине, так и на дороге.