Российский автомобильный рынок сейчас насыщен новинками производителей. Выбрать себе авто, исходя из собственных потребностей и возможностей, может каждый. Однако некоторым автомобилистам мало просто приобрести машину, им важно сделать ее индивидуальной, не похожей на все остальные. Увлеченные тюнингом автомобилисты на переделку своего авто нередко затрачивают средства, сопоставимые со стоимостью машины.
Тюнинг как тенденция
По мнению руководителя тюнинг-центра Даниила Лебедева, увлечение автотюнингом в Самаре только начинает набирать обороты. Чаще всего специалистам приходится работать с творениями отечественного автопрома: «десятками», «двенадцатыми», «приорами». Хотя, бывает, что и «классику» пригоняют, был даже случай, когда специалисты тюнинговали «Оку».
На то, что тюнингу подвергаются именно машины российского производства, как правило, влияет тот факт, что самарские автомобилисты во многом консервативны в своем выборе. Однако, приобретая машину вазовского семейства, ее владелец хочет иметь более мощный двигатель, оригинальную внешность. Кроме того, кто-то не может себе позволить купить дорогой автомобиль иностранного производства, скрывая истинные доходы. А вложения в тюнинг можно завуалировать.
Чаще всего модернизации подвергается двигатель, мощность которого усиливается до 200-300 лошадиных сил. Устанавливается мощная аудиосистема. Во внешнем виде авто – меняются бампера, диски, выхлопные трубы. Изменить практически до не узнаваемости можно и интерьер машины, например, отделав салон кожей.
«Чаще тюнингуют отечественные авто, хотя с дорогими иномарками можно сделать намного больше, чем с теми же «ВАЗами». Это относится и к элитным иностранным брендам. Для них есть качественные запасные части, которые позволяют развернуться фантазии: и серьезно усилить двигатель, и сделать оригинальную, соответствующую мощности, внешность», – считает Даниил Лебедев.
Тюнингу подвергают и такие автомобили, как Infiniti, Porsche. «Был у нас клиент, для которого мы делали новую Infiniti G 37 купе. По заказу владельца увеличили мощность до 600 лошадиных сил вместо 220 базовых, изменили внешность с помощью накладок, обвесов, дисков», – рассказывает Даниил. По его словам, доработка двигателя обошлась заказчику в один миллион рублей, порядка 300 тысяч – внешний тюнинг. Иначе говоря, стоимость изменения автомобиля, как правило, оказывается равной его цене или, в минимальном варианте, составляет ее половину.
При этом стоит сказать, что тюнинг захватывает. Сделав что-то единожды, клиенты в большинстве случаев возвращаются в ателье: появились новые детали – хочется поставить их взамен старых. Ведь не зря существует такая фраза: «Тюниг – как игра в казино: сколько ни делай, остановиться невозможно».
Нет предела совершенству
Корреспонденту Doroga63.ru удалось встретиться с одним из владельцев тюнингованного автомобиля – вазовской «десятки». Тюнингом Антон Трехонин увлекся три года назад, когда первый раз попал на соревнования по автоспорту в качестве зрителя. «Именно тогда я точно решил, что на следующий год приеду уже как участник. В тот момент «подвернулась» машина с доработанным двигателем – вот эта «десятка». Но я в ней все заново переделывал своими руками», – рассказывает Антон.
Началось все с «внутренностей» машины. Сейчас в ней установлен вазовский двигатель, но большего, чем стандартный, объема. Установлены другие распредвалы, коленвал, переделана поршневая, клапаны, блоки цилиндров, главная пара, установлен дифференциал повышенного трения. Переделана подвеска, стоят спортивные амортизаторы. Передняя часть автомобиля усилена растяжками, установлены стабилизаторы устойчивости с полиуретановыми блоками. Сзади стоят пластины отрицательного развала, позволяющие на больших скоростях обеспечивать автомобилю большую устойчивость.
Изменению внешности авто помогла случайность: владелец машины зимой, попав на лед, расколол бампер и решил, что заменить его стоит не на обычный, а на спортивный. «Машина стала ниже на четыре сантиметра, но зимой с таким обвесом мне ездить даже лучше: он, как грейдер, разгребает снег. Только благодаря этому я и не застревал прошлой зимой», – смеясь, рассказывает Антон.
В автомобиле установлено три бортовых компьютера, которые позволяют отслеживать происходящие в двигателе процессы. Такое количество приборов необходимо для того, чтобы сразу видеть показания разных датчиков, не переключаясь между ними. Для охлаждения двигателя в случае перегрева установлено принудительное включение вентилятора. Для спортивных соревнований установлен тахометр с отсечкой, который позволяет не «перекручивать» двигатель.
Антон изменил также и салон автомобиля, выполнив его в черно-синих тонах. Руль в машине тоже другой: меньшего размера, в кожаной оплетке, более толстый.
«За три года я вложил в эту машину уже почти 150 тысяч рублей, а покупал ее за 145. Но мне этих денег не жалко. Когда начинал тюнинговать свое авто, знал, на что шел. Это доставляет мне удовольствие. А за удовольствие, как известно, надо платить. Мужчины – это большие дети, только игрушки у них более дорогие. И остановиться в тюнинге невозможно: постоянно хочется что-то менять, переделывать. Предела совершенству нет», – объясняет свою позицию Антон Трехонин.
Художества на капотах
Есть и такие автомобилисты, которые не хотят кардинально менять свое авто или не распологают необходимым количеством средств, но выделиться из серой массы, проявить свою индивидуальность, желают. Как правило, в такой ситуации многие из них прибегают к помощи мастеров аэрографии. Услуга эта, в общем, тоже не из дешевых. Но все же не такая затратная, как модернизация двигателя и внешнего вида машины.
Как отмечает директор компании «Твоя аэрография» Дмитрий Башков, аэрография на автомобилях в последнее время начинает терять свою популярность: «Автомобилисты в большинстве своем насытились рисунками на машинах. Кроме того, сейчас на рынке представлено такое разнообразие марок и модификаций авто, что проявить свою индивидуальность можно самим фактом выбора той или иной машины».
Приходя к мастеру с желанием сделать свое авто более оригинальным, владельцы чаще всего не знают, чего конкретно хотят. Для тех, кто не определился с видом рисунка, мастера разрабатывают эскиз, который согласовывается с заказчиком. Кроме того, клиенту предъявляют на согласование и рисунок на самом автомобиле перед тем, как покрывать его лаком. Ведь после того, как изображение будет закреплено, его уже не удастся убрать. Единственной возможностью вернуть машине первоначальный вид будет полная ее покраска.
«На стоимость услуги влияет многое: и размер детали, и количество, и плотность используемых цветов, и марка автомобиля. Можно сказать, что рисунок среднего размера на капот «десятки» будет стоить порядка 10 тысяч рублей», – говорит Дмитрий Башков.
Рациональный взгляд
Однако многие автолюбители с недоумением смотрят на проезжающие мимо «навороченные» авто, не понимая, зачем вкладывать столько денег в модернизацию отечественных машин. «Лично я не люблю супер-тюнигованные машины. Но при этом и обычные, совершенно не доработанные авто мне тоже не интересны. Все должно быть в меру. Когда приобретаешь машину, естественно, хочешь в ней что-то изменить, переделать. Но любая доработка должны быть сбалансированной», – считает коммерческий директор компании «Окна Romax» Сергей Панченко.
С его точки зрения, наиболее рационально вносить изменения в двигатель и тормозную систему. Такие вложения дают практическую пользу: автомобиль не выделяется из толпы супер оригинальной внешностью, но в нужной ситуации может показать класс, оторвавшись от потока.
В то же время господин Панченко не равнодушен к качественному звучанию музыки в авто: аудиосистему в его автомобиле устанавливал четырехкратный победитель соревнований по автозвуку: «Приятно, когда в дороге ты имеешь возможность слушать музыку в хорошем качестве, на это я денег не жалею. Но сколько людей, столько и мнений. Я бы не стал вкладывать еще одну стоимость автомобиля в ее тюнинг. Трачусь только на то, что минимально нужно: электрика, звук, динамика машины. Ведь при продаже автомобиля вложенные в него средства все равно не вернешь. Так зачем нужны такие расходы?»