То, что стоимость автомобилей в ближайшее время будет снижаться, ни для кого не секрет. Уже сейчас на авторынке растет количество заманчивых скидок и спецпредложений на покупку автомобиля. Причина одна - финансовый кризис резко снизил покупательскую способность населения. Когда приобретать автомобиль выгодней всего, какие марки больше других пострадают от кризиса и что произойдет с автокредитами? На эти вопросы отвечают эксперты автомобильного бизнеса.
Роман Гуляев, президент Российской Ассоциации Автомобильных Журналистов:
- Японцы сумели создать крепкие бренды и сейчас могут пользоваться этим. Они в принципе менее гибкие к скидкам, вряд ли что-то изменится. Европейские, скорее, будут чуть дешеветь (в рублях), что связано с изменением курса евро. Возможно, дешеветь будут не впрямую (т.е. прайс-листы останутся неизменными), а путем предоставления скидок-подарков и т.п. У китайцев перспективы, мягко говоря, печальны. Продажи их падают, доля на рынке резко уменьшается.
Думаю, что у Шкоды скидок не будет - это одна из немногих марок, которая реально сейчас чувствует себя хорошо. У них даже есть дефицит по некоторым позициям. Мерседес и Вольво в России держали скидки почти весь год, БМВ и Инфинити - с лета, Ауди тоже подключился к процессу, правда, негласно.... Маржа в этом сегменте - более 10%, плюс, есть ведь еще и импортер, который дотирует скидки. Так что там уже сейчас реально договориться о снижении на 15%. Особенно на выкупленные машины и на машины 2007 года выпуска (если удастся найти таковые)
В ближайшие три-четыре месяца скидки будут - это точно. Складские запасы машин есть, их надо срочно продавать (деньги-то заморожены, а «оборотку» взять стало тяжело). Плюс, некоторым дилерам надо срочно отдавать кредиты и гасить облигационные займы. Тут уж не до маржи, остаться бы на плаву...
Алексей Бизин, аналитик Банка «Петрокоммерц»:
- Лично я думаю, что серьезного снижения отпускных цен в ближайшее время не будет. Скорее всего, производители будут существенно снижать планы выпуска. А вот дилерам, чтобы продать складские запасы, возможно, придется стать более гибкими в предоставлении скидок.
Под Новый год, потому что компаниям нужно будет закрывать годовую отчетность и показать здоровые финансовые показатели, чтобы эту отчетность можно было потом принести в банки на продление лимитов, нужно будет распродавать запасы, которые сейчас очень велики. А значит Вы сможете «отжать» дилера на скидку... ни одного так другого.
Что будет после Нового года - сейчас никто не знает. Может быть, будет дешевле. А может быть, дилеры просто будут сокращать объем продаж и увеличивать свою наценку, т.к. им все-таки надо оставаться в положительной марже. Иначе банки просто перестанут работать с ними. В общем риски велики. По размеру дисконта: в лучшем случае 15%. Но вообще 10% - это то, на что нужно ориентироваться.
Кредитные программы совершенно точно дешеветь не будут. Стоимость привлечения средств выросла во всем мире, так что и РФ не станет исключением.
Евгений Шаго, глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции»:
- Цены на акции автомобильных компаний уже изменились. В условиях кризиса продажи товаров не первой необходимости, к которым относятся и автомобили, снижаются, и все это понимают. Сокращаются расходы населения, сокращаются инвестпрограммы транспортных и строительных компаний. Не думаю, что в настоящее время акции автопроизводителей - привлекательная инвестиция, несмотря на 5-7 кратное снижение цен на отдельные бумаги.
Новые подешевеют не сильно, только за счет снижения вознаграждения дилера, которое редко превышает 10%. На автомобили б/у цена может упасть более значительно - 20-30%, особенно если возникнут массовые проблемы с возвратом автокредитов. Снижение цен на б/у машины представительского класса, которые импортируются преимущественно из тех же США, произойти может. Россияне на американских аукционах подержанных машин - основные покупатели.
Иван Завадский, аналитик по машиностроению ИК «Капиталъ»:
- В дилерском сегменте наступят тяжелые времена. Для того, чтобы остаться на рынке, им придется снизить затраты, добиться скидок у производителей и улучшить качество сервиса. Кроме снижения себестоимости, на цену автомобилей будет влиять и уменьшение спроса: во время кризиса многие предпочтут не спешить с покупкой, особенно такого продукта с эластичным спросом как автомобиль. Результатом снижения спроса неизбежно станет не только снижение равновесного объема выпуска, но и равновесной цены. В долгосрочном периоде это поймут все производители. Поэтому оптимальным, с точки зрения максимизации прибыли компании, будет снижение цен.
Константин Романов, аналитик ИК «ФИНАМ»:
- Некоторое снижение цен есть уже сейчас - только оно выражено в неявной форме. Пока дилеры предпочитают делать скидки в виде установки некоторых дополнительных опций и других подарков. Исключением стала компания Рольф, которая снизила реальные цены на автомобили Mitsubishi. Предпосылки для снижения цен есть, в частности цены на сталь с максимумов снизились снизились в среднем на 50%.
Снижение спроса на автомобили вследствие замедления темпов роста доходов населения и недоступности кредитов приведет к снижению цен не только на первичном, но и на вторичном рынке.
Сейчас стоимость кредитов возрастает в связи с ростом стоимости фондирования банков. С окончанием кризиса кредитные ресурсы должны становиться дешевле, что приведет к снижению стоимости кредитов.