В настоящее время удовлетворяется порядка 15% от общего числа жалоб, поступающих в управление ГИБДД от жителей области. Столь невысокий процент связан с тем, что разрешение многих вопросов, которые граждане адресуют представителям автоинспекции, не относится к их компетенции.
Жалуются, как правило, на незаконно организованные парковки. Однако решение этих вопросов относится к компетенции районных органов власти, муниципалитета. Горожане просят УГИБДД разобраться с разметкой, которая, по их мнению, нанесена неверно. «Однако в основном удовлетворяются те жалобы, которые связаны с действиями сотрудников ДПС, а именно – трактовкой некоторых статей Кодекса об административных правонарушениях», – сообщил заместитель начальника УГИБДД Самарской области Виктор Митник в рамках круглого стола.
Стоит отметить также, что опросы общественного мнения показывают, что больше всего нареканий со стороны водителей вызывают именно действия сотрудников ДПС. По словам Виктора Митника, всех водителей можно разделить на две основные категории: это те, кто сразу соглашается со своим правонарушением, и те, кто старается до конца отстоять свою точку зрения и доказать, что правонарушение совершено не было.
«К сожалению, далеко не каждый экипаж в настоящее время имеет в своем распоряжении необходимые приборы видеофиксации. Безусловно, сдвиги есть. В рамках федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения закупается новое оборудование, но происходит это в силу многих причин достаточно медленно. Так, например, сейчас мы работаем с 20 алкотестерами. Выделено три миллиона рублей на закупку еще 60. А необходимо нам порядка 500 таких приборов», – отметил господин Митник.
Однако основной темой круглого стола стала проблема этики взаимоотношений пешеходов, водителей и сотрудников ГИБДД. Ведь из-за взаимного неуважения и случается немалое число аварий, нередко с весьма плачевными последствиями. «В каждом участнике дорожного движения должна быть воспитана культура взаимоотношений, отсутствие которой – практически бич нашего государства, – говорит руководитель общественного совета при ГУВД Самарской области Марк Левянт, – почему-то в европейских странах, где я часто бываю, не страшно ходить по дорогам, нет оснований опасаться, что тебя собьют. Мне кажется, связано это в первую очередь с тем, что там достаточно большие штрафы, в том числе за превышение скоростного режима».
С точки зрения господина Левянта, именно увеличение штрафных санкций и может действенным образом повлиять на самосознание автомобилистов. Кроме того, он предложил также рассмотреть вариант предоставления законодательной возможности гражданам фиксировать номера нарушителей и сообщать их в заинтересованные ведомства, проявляя таким образом свою заинтересованность и неравнодушие.
Не осталась без внимания и тема автошкол, ведь именно к недавним их выпускникам автоинспекторы предъявляют наибольшее число претензий. По словам руководителя Самарской областной организации Всероссийского общества автомобилистов Олега Мартина, ни в одной автошколе не учат курсанта лихачить, проезжать перекресток на красный свет, не уступать дорогу пешеходам, пересекать двойную сплошную линию разметки. Здесь снова встает вопрос общей культуры поведения: «Сотрудники автошколы своим примером должны воспитывать курсантов этике поведения на дороге. Например, мы переняли положительный опыт краснодарских коллег: в салоне учебного автомобиля устанавливается видеокамера, позволяющая проследить, как инструктор общается с учеником, какой подает пример».
К проблеме обеспечения безопасности дорожного движения готовы подключиться и служители церкви. Так, принимавший участие в заседании круглого стола священнослужитель отец Олег отметил, что он проводит со своими прихожанами, в первую очередь пожилыми людьми, беседы о том, что нужно быть более внимательными на дороге: «Бабушки и дедушки не успевают за современным темпом жизни. Они как привыкли переходить дорогу не спеша, когда такого количества машин не было на дороге, так и продолжают сейчас».