Только с конца ноября оптовые цены на бензин в Самаре снизились почти на 8%, а за вторую неделю декабря цены на бензин и топливо упали в среднем на 1,1%. При этом снижение розничных цен на бензин не столь ощутимо. Тем не менее, по мнению участников рынка, при сохранении тенденции к падению цен на оптовом рынке розница также будет снижать стоимость. По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три месяца цена литра бензина может снизиться еще на полтора рубля.
По данным информационного центра «Кортес», цены на нефтяном рынке в первой половине декабря продолжали снижаться рекордными темпами. Наибольшую динамику падения стоимости показал АИ-92, что обусловлено наибольшим числом предложений на рынке. При этом цена АИ-76 снижается более медленно, связано это со снижением объемов производства и сохранением спроса, в том числе, как отмечают эксперты, из-за низких цен. На Самарской группе нефтеперерабатывающих заводов, как отмечают эксперты, цены по этим маркам бензинов идентичные.
В Самаре снижение розничных цен на топливо происходит, правда не столь значительными темпами, как в других городах Приволжского федерального округа. Так, по данным мониторинга исследовательского центра «Кортес», в Самаре зафиксировано снижение цен от 20 копеек до одного рубля за литр топлива. При этом, например, в Саратове автомобилисты стали платить меньше за литр бензина на сумму от 50 копеек до одного рубля 30 копеек, в Ульяновске – от 80 копеек до одного рубля 40 копеек.
Однако, справедливости ради стоит сказать, что в части городов округа цены падают еще медленнее. Так, в Оренберге, Перми, Уфе, Ижевске снижение цен составило от 20 до 70 копеек за литр. А в Нижнем Новгороде и Чебоксарах стоимоть литра топлива вообще осталась на прежнем уровне.
Как заявил на днях вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, уже в январе 2009 года бензин марки АИ-92 будет стоить 16-17 рублей за один литр. Господин Аркуша считает такое падение цен вполне закономерным, учитывая резкое снижение – в два раза – оптовых цен на нефть. При этом розничные цены упали лишь на 15-20 %.
«На динамику изменения цен на топливо влияет ряд взаимосвязанных факторов, таких как качество продукта, временная привязка оценки, цены спроса и предложения, а также ряд других моментов, – считает аналитик ИК «Финам» Константин Рейли, – в то время, как цены на нефть на мировом рынке снизились более чем на 100 долларов за баррель, на внутреннем рынке произошла только лишь косметическая корректировка цен».
Снижение оптовых цен за период с июля текущего составило порядка 47 %. При этом розница «потеряла» всего 10 % цены. «Если мировые цены на нефть продолжат снижение, подешевеют и оптовые цены на нефтепродукты, что в некоторой степени может повлиять и на розницу в топливном сегменте. Снижению цен на топливо препятствует неразвитая конкуренция, низкая эффективность отечественных НПЗ и пассивная роль государства на рынке. Кроме того, сохранению текущих цен на топливо способствует высокий спрос на бензин и дизтопливо со стороны населения в связи с динамично растущим российским автопарком, – говорит господин Рейли, – Тем не менее, благодаря усилию ФАС и «доброй воле» ряда нефтяных компаний, в некоторых регионах с начала декабря по текущий момент удалось добиться снижения цен на АИ-92 на уровне 5%».
По мнению эксперта, в ближайшие два-три месяца можно ожидать снижения цен в топливном ритейле на уровне 4-6%, если ФАС продолжит активно контролировать ценообразование в этом сегменте. В итоге стоимость литра бензина, при учете текущей цены на АИ-92 на уровне 21 рубля 15 копеек – 21 рубля 20 копеек за литр, в указанном периоде времени может составить до полутора рублей.