Прошлый год был богат на нововведения, связанные с безопасностью дорожного движения. Правда, практически все меры имели карательный характер: возросшие штрафы, введение административного ареста на срок до 15 суток за грубые и регулярные нарушения, а с 1 июля – отмена презумпции невиновности водителя и начало работы систем видеофиксации нарушений скоростного режима.
Возымели ли суровые меры действие? Судя по статистике ГИБДД, да, хотя назвать их влияние колоссальным было бы преувеличением. Общее количество ДТП с пострадавшими по России сократилось на 6,6%, число погибших – на 10,1%. Правда, 29 936 погибших – все равно цифра ужасающая, но, условно говоря, новые правила спасли жизни 3326 россиян. Представьте это огромное количество людей, их семьи и сотрудников, и вы поймете, что усилия были не напрасны.
«Из года в год практически 80% ДТП происходит по вине водителей, которые грубо и преднамеренно нарушают правила дорожного движения, – считает начальник Департамента ОБДД МВД Виктор Кирьянов. – Чаще всего это превышение скорости, выезд на «встречку», нарушение правил проезда перекрестков. Причем нарушения на дорогах приобрели в нашей стране массовый характер. Ставку мы делаем на профилактику, изменение правосознания водителей. Наша задача – сделать так, чтобы человек не нарушал, а не наказывать его уже по факту. Положительные тенденции есть – нам удалось добиться постепенного снижения числа аварий, в том числе и с особо тяжкими последствиями. Это стало результатом комплексной работы, которая ведется государством в сфере безопасности дорожного движения по целому ряду направлений.
Тем не менее, пока основная ставка делается на карательные меры. Судя по всему, на снижение числа жертв повлияло ужесточение наказания за серьезные нарушения: превышение скорости более чем на 60 км/час, выезд на полосу встречного движения и езду в нетрезвом виде. Что касается последнего пункта, число «пьяных» аварий сократилось на 12,7%, количество погибших в них – на 6,7%. Тем не менее, только из-за выпивших водителей в прошлом году каждый день гибло по шесть-семь человек.
В нынешнем году ожидается совершенствование систем видеофиксации, что позволит им регистрировать не только превышение скорости, но и проезд автомобиля на красный свет или выезд на встречную полосу. По словам заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимира Кузина, такие устройства сложнее, чем видеофиксаторы скорости. Однако прошедший год показал, что системы видеонаблюдения со временем могут стать рентабельными: так, 479 комплексов, установленных по стране, зафиксировали 415 789 нарушений, что обернулось выплатой 160 миллионов рублей штрафов, и, как ожидается, эта цифра будет расти. Помочь этому должно внедрение с 1 марта 2009 года единой базы данных нарушителей: как известно, сейчас за превышение скорости в другом городе, зафиксированное автоматической камерой, ГИБДД не может оштрафовать водителя именно из-за отсутствия «сквозной» информации.
Решается вопрос и о введение знака, предупреждающего водителя о наличии камер на дороге. Подобные знаки являются обязательными во многих европейских странах: их отсутствие приравнивается к нарушению прав водителя. Добавится и знак, обозначающий водителя с небольшим опытом: более яркий, чем нынешняя буква «У».
Продолжится и борьба с «пьяными» авариями. «В настоящее время на рассмотрении Госдумы находятся поправки об ужесточении наказания для нетрезвых водителей, – говорит Виктор Кирьянов. – Ведь пьяный за рулем – это по сути преступник, который в любой момент может отнять жизнь другого человека».
Помимо карательных мер, руководство МВД планирует навести порядок в отношениях водителей с властными структурами. Так, разрабатываются регламенты, регулирующие взаимоотношения водителей и сотрудников ГИБДД, а также определяющие порядок прохождения техосмотра и сдачи на водительские права – как известно, сейчас в этой сфере остается немало возможностей для произвола.