В конце прошлого года многие надеялись, что необходимость продавать автомобили 2008 года вынудит дилеров предоставлять колоссальные скидки, и в январе-феврале станет возможным купить прошлогодний автомобиль чуть ли не за половину стоимости.
В некотором смысле эти надежды сбылись: сегодня можно приобрести автомобиль за 60-65% от его июльской цены. Правда, речь идет не только о дилерских скидках, но и о резком обесценивании рубля по отношению к доллару и евро, поэтому предложение актуально для тех, кто хранил сбережения в одной из растущих валют.
Допустим, на вашем счете хранилось $14 000, что в июле было эквивалентно 328 тысячам рублей. На них вы могли купить малолитражку B-класса с небогатым оснащением. Сегодня ваш вклад равен 442 тысячам рублей, и с учетом скидок в 5-10%, которые предлагают большинство дилеров, вы можете купить автомобиль гольф-класса в сравнительно неплохой комплектации. Другими словами, вместо пустого Ford Fiesta теперь можно выбрать Focus с лучшим оснащением.
Разумеется, речь идет об автомобилях прошлого года выпуска, но альтернатив немного: «живых» автомобилей 2009 года сегодня не предложит никто, и многие дилеры пока даже не принимают заказы на машины нынешнего года. Ведь большинство производителей ввело расширенные новогодние каникулы и сокращенные рабочие недели, кроме того, теперь дилеры стараются не заказывать машины «впрок».
«Вполне естественно, что люди, имеющие в банке долларовый депозит при фиксированных рублевых ценах в нынешней ситуации окажутся в более выигрышной ситуации, – прокомментировала ситуацию помощник коммерческого директора автомобильного холдинга «ТТС» (Москва) Наталья Семина. – В пересчете на доллары они остаются в хорошем выигрыше. Но это касается не только машин, а вообще любых покупок по рублевым фиксированным прайсам».
Может быть, стоит подождать, пока курс доллара и евро подрастет еще сильнее? Это сопряжено с риском: прошлогодние остатки распродаются, и главное – многие автопроизводители готовятся перейти на фиксирование цен в валюте.
Например, Mitsubishi уже с 10 декабря использует долларовые прайсы, причем, как машин 2009 года, так и для тех, что выпущены после 10 декабря 2008 года.
«Цены на автомобили устанавливает центральный дистрибьютор, – говорит менеджер салона «Авто-Старт» (Москва) официального дистрибьютора Mitsubishi Евгений Фролов. – Вполне естественно, что мы рассчитываем стоимость машины в долларах, но для того, чтобы не случалось разночтений, в прайсах указываем ее в рублевом эквиваленте, причем каждый день точную. То есть ежедневно мне приходится заново перепечатывать прайс. Это временная мера на период нестабильности курсов мировых валют. Раньше, конечно, у нас каких-либо скачков не наблюдалось, и одни и те же цены держались подолгу. Думаю, что в ближайшее время представители других марок тоже придут к такому решению или просто пересмотрят ценовую политику».
Фактически, у автопроизводителей не остается выбора: номинирование цен в рублях может привести к резкому снижению доходов.
«По закону РФ вся оплата производится в рублях, поэтому и прайсы в автосалонах рассчитаны соответственно, – говорит начальник отдела продаж компании «Ак Барс Автомобили» Ольга Арисова. – Для того, чтобы покупатели не путались в стоимости, в нашем салоне цены тоже в рублях. Так что при любых скачках доллара, покупатель платит рублевый эквивалент соответственно курсу Центробанка на день оплаты».
«У официальных дилеров цены устанавливает дистрибьютор, поэтому во всех салонах они примерно одинаковые, – рассказывает менеджер Honda автосалона «Сапсан-авто» Игорь Макаров. – Прайсы у нас рублевые и до последнего времени цифры в них не менялись. Однако после 17 января в связи с увеличением таможенных пошлин и изменением курса рубля к доллару мы вынуждены их пересмотреть. Они поднимутся сначала на 10%, затем с 1 февраля еще на 10, и к марту добавится еще 5%. Таким образом будет компенсирована разница между фиксированными рублевыми и долларовыми ценами».
Учитывая прогнозы дальнейшего роста курса доллара и евро, переход на цены в валюте может означать непомерно высокую рублевую стоимость. Если считать «в лоб», то автомобиль, стоивший летом 500 тысяч рублей, сейчас должен оцениваться в 674 тысячи рублей. Неужели нас ждет время драконовских цен? Нет, производители обещают подойти к вопросу более гибко, например, устанавливая собственный курс валют, как они делали пару лет назад.
Тем не менее в течение года стоимость автомобилей в рублях вырастет сильнее тех 5-8%, на которые производители скорректировали прайсы в начале этого года.
Многие россияне скептически относятся к приобретению прошлогодних автомобилей. Однако тем, кто подыскивает автомобиль и имеет валютные накопления, можно задуматься о подобном варианте, ведь при переходе всех дилеров на «долларовые» цены, стоимость автомобилей на вторичном рынке также будет привязана к доллару, так что фактически тратя на новую машину долларовые сбережения, клиент может даже остаться в выигрыше при последующей перепродаже через несколько лет.