Каким мы будем видеть российский автомобильный рынок в этом году? Таможенные пошлины, девальвация рубля, сложности с автокредитованием – как скажутся эти факторы на стоимости и темпах продаж автомобилей отечественного и иностранного производства? На вопрос отвечают эксперты автомобильной отрасли.
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»:
- Некоторое снижение стоимости в валютном эквиваленте однозначно будет. Но не очень большое. Стоимость сырья и материалов сейчас действительно снижается. Что касается стоимости рабочей силы, то на наших СП затраты на оплату труда в структуре себестоимости автомобиля составляет всего 3-5%. Так что существенной экономии на этом не получишь. Сборщикам нужно активнее заниматься локализацией, тогда появится возможность снижать цены.
По большому счету сейчас все будет определяться динамикой курса рубля. Если ориентироваться на текущую динамику, то цены на ВАЗы к весне начнут достаточно активно расти. Сейчас уже достоверно известно, что в ближайший месяц завод будет корректировать отпускные цены, естественно, в сторону повышения. С другой стороны, остатки на складах очень большие (более100 тысяч), соответственно их надо распродавать и здесь уже идут хорошие скидки. Так что постарайтесь взять машину до марта, а потом летом будете радоваться что она стоит на 20-30 тыс. руб. дороже. Еще вариант - посидеть полгодика в валюте и взять за 5-6 тыс. USD вазовскую машину, которая в конце прошлого года стоила 9-10 тыс. USD.
Как только остатки на складах вазовских дилеров придут в норму, а доллар за это время уйдет в облака, начнется достаточно долгий восходящий тренд роста рублевой цены на отечественные автомобили.
Вардан Даштоян, главный Исполнительный Директор Розничного подразделения ГК «РОЛЬФ»:
- Я еще в октябре 2008 года неоднократно говорил о том, что автомобили будут дорожать и призывал поторопиться с покупкой - в конце года на рынке было множество привлекательных предложений. Повышение цен, произошедшее в декабре-январе, было бесспорно ожидаемым.
Сейчас производители и дилеры предлагают своим клиентам скидки на ам 2008 года производства – это очень достойные предложения. Они будут действовать до момента реализации всех стоков. В очередной раз призываю поторопиться – несмотря на то, что стоки «в целом» могут распродаваться и до лета, ходовые модели уже совсем скоро будут в дефиците.
Цены на автомобили будут расти - не исключаю очередного повышения в середине года (порядка 10%). Основная причина повышения цен – таможенные пошлины, в результате изменения которых цены на автомобили повышаются где-то на 6-7%. Безусловно, на изменение цен также влияет ослабление курса рубля к евро, доллару и другим валютам. Необходимо учитывать также изменение стоимости производства автомобилей.
Иван Бончев, старший менеджер компании «Ernst & Young», руководитель индустриальной группы по автомобилестроению:
- Снижение возможно всего лишь в средносрочном плане, когда сборочные мощности будут увеличены.
Дмитрий Баранов, эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Большого снижения ожидать не приходится. Только увеличение сборочных мощностей и повышение уровня локализации способно дать реальное снижение цен.
«АвтоВАЗ» перед новым годом заявлял о повышении своих цен, но перенес это повышение на 26-ое января. Ждать осталось недолго. А учитывая особенности нашего менталитета, готовьтесь к худшему - к повышению, да еще до весны и к неоднократному, потому что если этот прогноз не сбудется, то вы вздохнете с облегчением, а если сбудется. то вы уже к нему готовы.
Евгений Шаго, глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции»:
- Снижение в валютном выражении может быть, но не по причине снижения стоимости сырья и рабочей силы, а по причине перепроизводства. Автопроизводители рассчитывали на рост продаж в этом году, а теперь уже ни для кого не секрет, что увидим спад. Значительная часть заказанных машин уже произведена, их будут пытаться продать, поддерживая рублевые цены или повышая их медленнее, чем падает курс рубля. Это означает удешевление цены автомобиля в валюте.
Алексей Захаров, обозреватель «Делового АвтоКлуба»:
- Естественно, цены ВАЗа возрастут. Сразу после введения новых пошлин было понятно, что это позволит заводу не особо напрягаться по части снижения издержек.
Но вот спрогнозировать цену я не возьмусь - слишком сильно она завязана на курс рубля. А если точнее, то на динамику этого курса. Ибо «особенности национального ценообразования» таковы, что цены повышают и при росте, и при снижении валютного курса.
Насколько я знаю, суммарные стоки иномарок (произведенных, ввезенных и заказанных) на нашем рынке сейчас составляют около 300 тыс. единиц. Они никуда не денутся, и вряд ли их будут давить бульдозерами для поддержания цен. Полагаю, что в течение 2-3 мес. дилеры и дистрибьюторы будут вынуждены еще скидывать цены на авто выпуска 2008 года.
Цены российских автомобилей - это дорога с односторонним движением. На ней можно постоять, можно немножко проехать задним ходом - но основное направление движения задано жестко.
Роман Гуляев, президент Российской Ассоциации Автомобильных Журналистов:
- Сильного удешевления, действительно, ждать не стоит. Перед дилерами стоит задача не скинуть объем, а хоть что-то заработать на нем. Рублевые цены двинутся вверх. Как только появится покупательская способность - двинутся вверх еще сильнее