Многие упражнения, которые приходится сдавать курсантам автошкол на новом автоматизированном автодроме для получения водительских удостоверений, не регламентированы методическими правилами, официально действующими на настоящий момент на территории России. Кроме того, указанными правилами не предусматривается соблюдение хронометража выполнения упражнений в рамках экзамена. Следить за временем самарские кандидаты в водители должны с 1 января 2009 года. Именно с этого времени сдача практической части на автоматизированном автодроме стала обязательной.
На это в рамках круглого стола по вопросу внедрения новой системы обучения в автошколах обратил внимание директор Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества Леонид Хренов. По словам руководителей самарских автошкол, кандидаты в водители, не прошедшие обучение на автоматизированном автодроме, не могут сдать экзамен, так как не знакомы с действующей там методикой.
«Наши курсанты не могут сдать экзамен на этом автодроме, потому что мы их не учим тому, что они там должны выполнять, у нас просто нет таких законодательных обязательств. Кроме того, тех курсантов, которые пришли в школу до 1 января, мы должны обучать по старой программе», – говорит руководитель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин.
Справка. В январе 2009 года МРЭО ГИБДД при УВД по городу Самаре выдано 6404 водительских удостоверения. В губернии ежегодно права получает порядка 60 тысяч человек.
Так, например, сейчас курсанты, сдавая экзамен на автоматизированном автодроме, должны выполнять такое упражнение, как «экстренное торможение». В утвержденных постановлением правительства правилах сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений выполнение такого задания не предусмотрено. Кроме того, по словам руководителей автошкол, некоторых упражнений, которые будущим автомобилистам приходится выполнять на экзамене, нет даже в правилах дорожного движения.
Заместитель начальника УГИБДД по Самарской области Виктор Митник, вступив в активный диалог с руководителями автошкол, заметил, что человек, прошедший обучение в автошколе, должен быть способен ориентироваться в любых условиях, становясь полноценным самостоятельным участником дорожного движения.
В настоящее время в губернии 102 государственных и негосударственных образовательных учреждения имеют лицензии на обучение кандидатов в водители. Стоит отметить, что с 1 июля изменятся требования для автошкол, в том числе и по оборудованию закрытых площадок, на которых проходит обучение вождению на первом этапе. Сейчас такие площадки формируются в соответствии с тем, что требуют с кандидатов в водители на экзамене в ГИБДД. Ожидается, что новыми требованиями будет предусмотрено большее количество упражнений.
С 1 января 2009 года вступила в действие новая программа обучения водителей. Она подразумевает изменение сроков обучения и соотношения теории и практики. Кроме того, введен обязательный блок психолого-педагогического сопровождения , в который включены такие дисциплины как «Основы саморегуляции в процессе управления ТС» и «Основы бесконфликтного взаимодействия».
В настоящее время в Самаре при министерстве образования области работает специальный центр, взаимодействующий с автошколами. По словам директора центра профессионального образования министерства образования и науки Самарской области Светланы Ефимовой, деятельность центра идет по двум направлениям. Первое – это организационно-методическое сопровождение выдачи лицензий тем организациям, которые хотят заниматься обучением водителей транспортных средств. По второму направлению работает специально созданный в рамках областной целевой программы региональный учебно-методический центр по проблемам обучения участников дорожного движения.
«Основная цель деятельности центра – это повышение качества подготовки и переподготовки водителей транспортных средств и оказание научно-методической помощи образовательным учреждениям региона. Кроме того, уже с марта начинаются курсы повышения квалификации водителей транспортных средств для получения права на обучение вождению и на подтверждение такого права. Программой обучения предусмотрены теоретические и практические занятия, психология, методика обучения. Ведь не секрет, что многие инструкторы даже не умеют нормально общаться с курсантами», – говорит Светлана Ефимова.
В ближайшее время будут пересмотрены в том числе и нормы по числу обучающихся в автошколе и, соответственно, количественному и качественному составу преподавателей. Госпожа Ефимова отметила также, что многие автошколы, имеющие лицензии на обучение, сталкиваются с определенными проблемами: это и недостаток учебно-методического обеспечения, и кадровые вопросы.
Фото: Фото из архива Doroga63.ru