В самарских дворах, на автостоянках, вдоль дорог нередко можно увидеть брошенные автомобили, давно отслужившие свой век или серьезно пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий. Такие машины подлежат утилизации и должны становиться источниками вторичных материальных ресурсов. Однако в настоящее время отсутствует необходимая законодательная база и единая система, которые позволяли ли бы полноценно осуществлять деятельность по утилизации автомашин.
По информации департамента городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ) Самары, утилизации подлежат как автомобили, попавшие в серьезные ДТП и не подлежащие восстановлению, так и машины, выработавшие свой ресурс. Как правило, если восстановление таких авто и возможно, то оно не выгодно автовладельцам. А потому находящиеся в таком состоянии машины либо продаются целиком на запчасти, либо сдаются в металлолом.
Кроме того, утилизации подлежат и машины, брошенные на улице, а также автостоянках. Однако сложность заключается в том, что прежде, чем забрать автомобиль для утилизации, необходимо установить его владельца. Связано это с тем, что автомобили являются объектами частной собственности граждан. А отношения с объектами частной собственности в свою очередь регулируются Конституцией России и федеральным законодательством.
В настоящий момент именно по причине отсутствия соответствующего федерального законодательства случаются прецеденты с обращениями граждан в судебные инстанции с требованиями о возмещении материального и морального ущерба в связи с неправомерным изъятием автомобиля. Не решена также проблема утилизации машины в том случае, если владелец передал его по доверенности другому лицу. По информации ДГХиЭ, в настоящее время специальный комитет, созданный при Совете Федерации, занимается разработкой законодательной базы по обязательной утилизации старых автомобилей.
Однако сейчас в Самаре отсутствует единая система по утилизации отслуживших свой век автомобилей. Из-за чего брошенные на дорогах машины создают целый ряд проблем. Это и снижение пропускной способности городских дорог, и трудности в уборке улиц (в особенности в зимний период), и неудобства для пеших участников дорожного движения. Кроме того, брошенные автомобили нарушают архитектурный облик, видеоэкологию города, загрязняют окружающую среду.
Тем не менее, администрацией города специально создано профильное муниципальное предприятие «Металлосервис», основными функциями которого и должны являться сбор и утилизация старого автотранспорта. По словам руководителя МП «Металлосервис» Дмитрия Чистякова, для полноценной работы специально сформированного МП необходима разработка правовой базы. В настоящий момент деятельность предприятия находится в стадии изучения и апробирования.
Как отметил на заседании комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и рациональному природопользованию городской думы депутат Владимир Ягодкин, в настоящее время разговор об утилизации устаревших автомобилей – это разговор ни о чем. И основная причина этого – в отсутствии как нормативно-правовой базы, так и точных данных о том, сколько в городе брошенных старых авто и где они находятся. По мнению депутата, для полноценного решения вопроса утилизации отслуживших свой век машин, стоит рекомендовать городской администрации разработать конкретную программу, учитывающую все необходимые моменты.
Как отметил руководитель МП «ТТУ» Самары Юрий Буянов, в городе существует проблема утилизации не только старых автомобилей, но и трамваев, троллейбусов: «В настоящий момент идет достаточно активное обновление парка ТТУ. Списанный подвижной состав мы режем на металлолом, сдавая который, получаем пусть небольшие, но средства. Эти деньги для нашего предприятия совсем не лишние».
Стоит отметить, что закон о переработке утилизированного автотранспорта действует более чем в 50 странах мира. При этом обращение с подобными отходами должно четко регламентироваться нормативно-правовыми актами, контролироваться государством и экономически регулироваться. В России же разработка проекта по утилизации старых автомобилей осложняется в первую очередь полным отсутствием соответствующей законодательной базы. А потому для решения этой проблемы сначала должно быть создано правовое поле.
Кроме того, должен быть решен вопрос о том, кто и когда должен платить за утилизацию автомобиля: автовладелец в момент покупки, продажи или отправки на утилизацию или же завод-изготовитель. В последнем случае стоимость утилизации включается в первоначальную цену автомобиля.