Руководство АвтоВАЗа, продолжая искать пути выхода из сложного финансового положения, в котором оказался завод, приняло решение отказаться от выплаты премий, вознаграждений и бонусов руководящему составу по итогам работы в 2008 году и на весь 2009 год. Кроме того, с понедельника, 30 марта, снова повышаются отпускные цены на машины вазовского производства. По мнению экспертов, эта мера для предприятия является вынужденной.
Как сообщили в пресс-службе предприятия, кампания по сокращению управленческих расходов проводится с осени 2008 года. С ноября прошлого года решением президента ОАО «АвтоВАЗ» Бориса Алешина была отменена выплата всех видов премий, бонусов менеджерам по итогам работы за 2008 год. Кроме того, руководством компании принято решение отказаться от выплаты любых премий, вознаграждений и бонусов на весь 2009 год.
Стоит отметить также, что с января 2009 года оплата труда менеджеров заводских подразделений установлена, в соответствии с принятым в ОАО «АвтоВАЗ» сокращенным графиком работы, с оплатой времени вынужденного простоя по ставке двух третей от среднего размера оплаты труда.
По мнению аналитиков, подобные меры в определенной степени позволят заводу сократить свои расходы. Однако в первую очередь эффект они оказывают, скорее, психологический. Несмотря на то, что размер бонусных выплат неизвестен, с точки зрения экспертов, эта сумма может составить несколько десятков и даже сотен миллионов рублей.
«Учитывая, что в последнее время всё громче раздавались голоса о сокращении раздутого управленческого штата завода и непомерных тратах на него, отмена бонусов позволит снизить силу голосов протестующих, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, – к тому же, это и психологическая мера тоже, которая даёт сигнал потребителю, что ждать снижения цен не стоит, и если вы решили покупать машину, то нужно делать это сейчас, потому что дальше цены будут ещё выше».
В пользу этого говорит и тот факт, что с понедельника, 30 марта, АвтоВАЗ уже второй раз с начала года поднимает отпускные цены на свою продукцию. Подорожание коснется автомобилей с ПТС 2009 года и составит в среднем 2,5%. «Корректировка цен на автомобили объясняется необходимостью компенсации влияния инфляционных процессов. В связи с увеличением курсов доллара и евро произошел рост затрат, связанный с удорожанием импортных компонентов. В первую очередь это касается оборудования для люксовых комплектаций, доля импорта в котором составляет порядка 30%», – говорится в сообщении пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ».
С точки зрения аналитиков, на фоне общего снижения платежеспособности населения кардинального воздействия на спрос это повышение не окажет. А для тольяттинского автозавода эта мера является вынужденной, потому как цены на многие комплектующие растут, а у завода большие долги, по которым ему необходимо рассчитываться.
При этом, по данным аналитического агентства «Автостат», в марте на российском рынке будет продано не больше 120-130 тысяч новых автомобилей, что почти на 50% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в марте объем реализации вазовских машин, скорее всего, вновь не превысит отметки в 30 тысяч, поскольку ожидавшегося традиционного весеннего оживления покупательского спроса в настоящий момент не отмечается. При этом в апреле и мае, по мнению эксперта, падение спроса на машины может быть еще более заметным.
Основную причину подобного явления аналитики видят в том, что многие потенциальные покупатели, не знают, будет ли у них работа в дальнейшем или нет: «А так как машина – это не предмет первой необходимости, то, может, от неё стоит и отказаться, по крайней мере, на время, – говорит Дмитрий Баранов, – с другой стороны, это повышение может и подстегнуть спрос, потому что те, кто уверен в своём будущем и хотел купить машину, но колебался, теперь поймут, что ждать снижения цен не стоит и надо идти и покупать машину сейчас».
Однако справедливости ради стоит отметить, что в целях стимулирования спроса и роста объемов продаж АвтоВАЗ на днях объявил о начале акции по снижению цен на машины с ПТС 2008 года. Розничные цены на такие машины должны снизиться в среднем на 10%.
Что же касается изменения цен по конкретным семействам, то автомобили Lada Samara потеряют в цене до 12,1%, Lada Kalina и Lada Priora снижаются на 10,9% и 13,4%, для моделей Lada 2105/2107 снижение составит до 13,8%. Срок действия акции и количество участвующих в ней автомобилей ограничено.