
Конвейер удмуртского автозавода ИжАвто, входящего в самарскую группу компаний СОК, в ближайшее время может быть остановлен. Причин для того, чтобы пойти на такой шаг, у руководства группы несколько. Одна из них – нерентабельность производства автомобилей KIA из-за девальвации рубля и серьезного подорожания машинокомплектов, которые предприятие покупает у корейского партнера за валюту. Кроме того, серьезную роль сыграл и тот факт, что предполагавшаяся сделка по продаже ИжАвто АвтоВАЗу так и не состоялась.
Напомним, о том, что с автозавода ИжАвто могут быть уволены порядка пяти тысяч работников, стало известно в начале текущей недели. Такие сообщения стали появляться в ряде СМИ со ссылкой на президента республики Удмуртия Александра Волкова, заявившего, что региональные власти повлиять на создавшуюся ситуацию не могут.
Справка:
Ижевский автозавод, реализовав в 2005 году проект по выпуску автомобилей KIA Spectra по лицензии KIA Motors Corp., стал первым в России предприятием, работающим в режиме промсборки. Во многом благодаря этой модели бренд KIA укрепился на российском рынке и вошел в десятку самых популярных брендов. В 2007 году предприятие приступило к работе в две смены – под увеличение программы выпуска KIA Spectra до 45 тысяч в год.
На ИжАвто выпускаются также KIA Sorento, универсал ВАЗ-2104 и фургон ИЖ-27175.
В официальных планах компании значилось к 2010 году войти в пятерку крупнейших автомобилестроительных предприятий мира.В группе СОК информацию о том, что в скором времени конвейер ИжАвто, будет остановлен, официально подтвердили. «В ближайшее время, возможно, мы будем вынуждены пойти на остановку завода ИжАвто, – сообщил руководитель управления по связям с общественностью ГК СОК Дмитрий Румянцев, – причин этому несколько. Во-первых, это девальвация рубля. За счет курсовой разницы стоимость машинокомплектов, которые мы закупаем у компании KIA Motors за валюту, с осени выросла на 40%, при этом цены на продукцию завода не поднимались».
По словам господина Румянцева, руководство СОК неоднократно выходило на корейскую компанию с просьбой снизить стоимость комплектов. Однако зарубежные партнеры так и не пошли навстречу. В итоге, с конца прошлого года удмуртский автозавод ежемесячно несет весьма серьезные убытки, исчисляемые миллионами долларов.
Кроме того, на ситуации с ИжАвто негативно сказалось и всеобщее сокращение спроса на автомобили, продаваемые в России. Серьезную роль сыграла также и несостоявшаяся сделка по продаже предприятия тольяттинскому автозаводу. «Запланированная сделка с АвтоВАЗом по покупке ИжАвто не состоялась из-за позиции АвтоВАЗа. Мы рассчитывали, что после завершения сделки новый собственник предприятия начнет выпуск новых моделей и загрузит ИжАвто, как это предполагалось изначально. К сожалению, этого не произошло», – отмечает Дмитрий Румянцев.
По мнению экспертов, положение ИжАвто в настоящий момент, действительно, весьма серьезное. Впрочем, как у большинства автопроизводителей. «Продажи машин падают уже который месяц, выручка уменьшается, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, – в этих условиях дальнейшая работа становится бессмысленной».
Эксперт отмечает также, что остановка ижевского завода позволит ГК СОК избавиться от убыточной в настоящее время работы удмуртского предприятия, остановить бесполезные в нынешних условиях траты и сэкономить заводу деньги. «Дальнейшая судьба ИжАвто зависит от того, окажет ему государство помощь или нет. Пока решения об этом нет, как, впрочем, и предположений», – говорит господин Баранов.
Между тем закрытие предприятия, следствием которого станет увольнение большого числа сотрудников, способно усилить социальную напряженность в республике. Однако, по словам Дмитрия Румянцева, руководство компании СОК совместно с властями Удмуртии выполнит все социальные обязательства перед трудовым коллективом и сделает все возможное для переобучения и трудоустройства желающих.
Фото: Фото с сайта Autosphere.ru