Автомобилист, оставляющий свою машину на стоянке, выступает в роли потребителя услуг, а владелец автостоянки – их исполнителя. А потому отношения владельцев транспортного средства и охраняемой площадки регулируются законом «О защите прав потребителей», согласно которому между потребителем и исполнителем должен быть заключен соответствующий договор, а также необходимо соблюдение ряда правил. Однако самарские автомобилисты говорят о том, что отношения автовладельца и стороны, берущей машину под охрану, строятся в настоящее время скорее на доверии.
Большая часть автовладельцев Самары, не имеющая собственных гаражей, своих железных коней отдает под охрану сотрудникам автостоянки. По информации управления Роспотребнадзора по Самарской области, владелец машины, пользующийся услугами по хранению автомототранспортных средств на автостоянках исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является потребителем. А организация, оказывающая соответствующие услуги, независимо от формы собственности, – исполнителем. При этом автостоянкой считается здание, сооружение или специальная открытая площадка, предназначенная именно для хранения автомототранспортных средств.
«Если автомобилист еще не поставил автомобиль на стоянку, а только намеревается это сделать, то он, тем не менее, уже является потребителем, имеет право на полную и достоверную информацию об услугах автостоянки, ее владельце и прочем, и владелец автостоянки обязан ему ее предоставить», – сообщается на официальном сайте управления Роспотребнадзора по Самарской области.
К этой информации относятся в том числе и сведения об организации, ее контакты, перечень оказываемых ею основных и дополнительных услуг, цены на них, категории потребителей, имеющих право на получение льгот, образцы договоров, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортных средств.
Кроме того, по сведениям Роспотребнадзора, потребителю также должна быть доступна контактная информация исполнителя, включая уполномоченное лицо, осуществляющее прием претензий, а также адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей.
При этом, по закону между автовладельцем и представителями стоянки должен быть заключен договор в письменной форме. Правилами предусмотрены две его формы: долгосрочная (с возможностью многократных въездов выездов с территории стоянки) и кратковременная, то есть разовая.
Однако автовладельцы Самары склонны доверять в первую очередь людям, которые охраняют их авто и которым они платят деньги, обходясь без формальностей. «Я уже 10 лет за рулем, и за это время еще ни разу не было случая, чтобы на какой-то стоянке оформляли документы, заключали договоры. Как правило, у нас все основывается на доверии, – отмечает президент городского правозащитного автоклуба «Самара 63» Татьяна Васильева, – хотя, если задуматься, если что-то случится, мы даже не знаем, куда обратиться и с кого спрашивать».
«Я не задумывался об этом. Уже в течение нескольких лет ставлю свою машину на охраняемую стоянку под окнами дома. Так спокойнее: хоть и деньги плачу за охрану, а все равно сам посматриваю, кто как паркуется рядом, не задели ли мое авто, – говорит самарский автомобилист Евгений Шарков, – ну а если что-то случится, будем разбираться. Но пока, к счастью, подобных инцидентов не было».
При этом немало автовладельцев Самары, надеясь и вовсе на авось, ставит свои машины около дома, во дворе. «Особенно заметно это было в прошлом году, в докризисные времена, когда страхование по КАСКО было более доступным. Владельцы даже дорогих машин ставили их прямо около дома, не боясь последствий, так как были уверены, что все потери будут компенсированы», – замечает Татьяна Васильева.
Однако такие парковки, как правило, заполоняют дворы, затрудняя проезд и вызывая негативные реакции жителей. По информации областного управления ГИБДД, вопросы, связанные с упорядочением стоянок транспорта на территории города, в том числе на дворовых и внутриквартальных проездах, в поле зрения автоинспекторов оказывались неоднократно: «Как показывает анализ рассмотренных обращений, в абсолютном большинстве случаев в действиях водителей, осуществляющих стоянку на проезжей части и внутриквартальных площадках, не усматривается нарушений правил дорожного движения, и привлечение их к административной ответственности не представляется возможным».
Отдел ГИБДД по городу Самара неоднократно обращался к мэру с предложениями рассмотреть вопрос создания муниципальной сети мест постоянного и временного хранения автомобилей, учитывая динамику уровня автомобилизации населения. «Вместе с тем до настоящего времени органами местного самоуправления кардинального решения по улучшению существующей ситуации со стоянками транспорта на территории муниципального образования не принято. Предлагаемые ГИБДД мероприятия по улучшению условий движения в полном объеме не реализуются», – отмечает областная Госавтоинспекция.