В период с 1 по 31 августа конвейер АвтоВАЗа будет остановлен. На такую меру, по сообщению пресс-службы автозавода, руководство компании пошло с целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения рабочих мест. При этом приостановка работы АвтоВАЗа приведет к банкротству большинства поставщиков завода, считают представители автокомпонентного бизнеса. Что, в свою очередь, негативно скажется и на самом автопредприятии.
Исполняющий обязанности президента ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров на заседании правления предприятия, состоявшемся в среду, 22 июля, отметил, что важнейшей задачей, которую необходимо решить менеджменту в настоящее время, является выход на операционную прибыль к концу текущего года. «Мы видим пути решения проблем и действуем согласно утвержденному плану антикризисных мер компании», – сообщил господин Комаров.
Приказ «Об изменении работы предприятия в августе 2009 года» согласован с профсоюзным комитетом автозавода. Оплата простоя в августе будет осуществляться в размере двух третей от средней заработной платы работника. «Для персонала, занятого неотложными работами по содержанию зданий, обеспечению работоспособности оборудования и сохранности собственности, а также служб, занимающихся реализацией и сбытом продукции, предоставлением бухгалтерской и налоговой отчетности, будет определен отдельный порядок работы», – говорится в сообщении пресс-службы АвтоВАЗа.
Напомним, что тольяттинский автозавод в текущем году уже останавливал производство на достаточно длительный срок – с декабря по февраль. Решение об остановке конвейера в августе является внеплановым: ранее сообщалось, что режим работы предприятия в июле и августе будет таким же, как в июне. В настоящее время работники, занятые выпуском автомобилей, трудятся в одну смену продолжительностью восемь часов.
Кроме того, с 1 сентября 2009 года по 28 февраля 2010 года на тольяттинском автозаводе вводится режим неполной рабочей недели. Выпуск автомобилей будет осуществляться пять дней в неделю в одну смену продолжительностью восемь часов. Для персонала установлены графики сменности по 20 часов в неделю. При этом компенсация за время простоя отменена, оплачиваться будет только фактически отработанное время.
Как сообщил Doroga63.ru начальник управления по связям с общественностью ГК СОК Дмитрий Румянцев, остановка конвейера АвтоВАЗа приведет к банкротству большинства поставщиков завода. А это, в свою очередь, негативно скажется и на самом автопредприятии.
По неофициальной информации, большинство поставщиков тольяттинского автозавода закончили первый квартал с убытками, а потому вопрос банкротства производителей автокомпонентов стоит достаточно остро и без остановки конвейера АвтоВАЗа. Связано это с вымыванием денежных средств у автокомпонентных предприятий в связи с введением вексельной схемы расчета.
Стоит отметить, что, по сообщению пресс-службы автозавода, со второго квартала 2009 года, несмотря на сложное финансовое положение, АвтоВАЗ не использует вексельную форму расчетов с поставщиками сырья, материалов и комплектующих. Все расчеты производятся в денежной форме.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, остановка АвтоВАЗа на месяц не станет фатальной ситуацией для его смежников: «Поставщики, безусловно, сократят производство, но так как они поставляют комплектующие и запчасти на вторичный рынок, то их финансовое положение будет стабильным. Точнее, доходы сократятся, но не фатально для бизнеса».
Как отмечает Дмитрий Баранов, размеры товарных запасов зависят не от времени, на которое остановится завод, а от объёмов продаж. Тем не менее, с учетом непростого положения с продажами автомобилей в России, эксперт считает, что запасы завода сократятся примерно на 25-30%.
Как сообщил на встрече с министром промышленности Самарской области Владиславом Капустиным Игорь Комаров, погашение просроченной задолженности за 2008 год перед поставщиками комплектующих АвтоВАЗом к настоящему моменту полностью завершено. Выплаты по векселям, выданным за поставки прошлого года, производятся сейчас в соответствии с установленными сроками.
Губернатор Самарской области Владимир Артяков в ходе рабочей встречи с Игорем Комаровым положительно оценил действия руководства завода в сложившейся ситуации. «Мы понимаем, что проблемы города и завода неотделимы. На данный момент руководство предприятия не допустило грубых ошибок в управлении. Не произведены значительные сокращения, регулярно выплачивается заработная плата, нет задолженности по налогам, соблюдаются социальные обязательства и коллективный договор», – отметил глава региона.
По словам Игоря Комарова, в настоящее время усилия топ-менеджмента АвтоВАЗа сконцентрированы на трех основных вопросах. Это сохранение стабильности в коллективе, улучшение экономических показателей и стабильности финансовых показателей.
Однако, по неофициальной информации, задача вывести тольяттинский автозавод на точку безубыточности к концу текущего года для менеджмента АвтоВАЗа с каждым днем становится все более нереальной.