Конвейер совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» остановлен с 3 по 31 августа. По информации, размещенной на официальном сайте компании, приостановка производства автомобилей связана с изменением производственного графика ОАО «АвтоВАЗ». По мнению экспертов, дополнительным фактором, повлиявшим на остановку конвейера СП, стало снижение спроса на продукцию предприятия и резко возросшие складские запасы.
Напомним, что только 27 июля конвейер совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» возобновил свою работу после недельного простоя. Согласно информации на официальном сайте предприятия, с 13 по 26 июля были объявлены летние каникулы, и остановка конвейера являлась плановой.
О том, что СП «GM-АвтоВАЗ» приостановит свою работу в августе, официально было объявлено в пятницу, 31 июля. По информации на сайте компании, причиной перерыва в производстве стала корректировка планов АвтоВАЗа. Работникам СП будет компенсироваться время простоя в размере двух третей от средней заработной платы.
Возобновит свою работу конвейер 1 сентября в односменном восьмичасовом пятидневном режиме.
Как отмечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов, в первую очередь остановка конвейера «GM-АвтоВАЗ» связана, безусловно, с приостановкой производства на АвтоВАЗе, который поставляет часть комплектующих для Chevrolet Niva. Однако, по мнению эксперта, здесь можно отметить еще и дополнительный фактор – это низкий спрос на продукцию предприятия и резко возросшие складские запасы, частично освободить которые GM-АвтоВАЗ, вероятно, постарается за месяц простоя.
Отметим, что за первые шесть месяцев 2009 года на GM-АвтоВАЗе было произведено 10 тысяч 399 внедорожников Chevrolet Niva, а реализовано 10 тысяч 734 автомобиля. «Такой уровень объема производства почти на 64% ниже показателей аналогичного периода прошлого года, когда объем выпуска продукции был равен 29 тысячам 800 автомобилям. Складские запасы GM-АвтоВАЗа в настоящий момент варьируются, по нашим оценкам, на уровне не менее 4,5-5 тысяч автомобилей», – отмечает Константин Романов.
Напомним, что в апреле текущего года предприятие приступило к выпуску обновленной версии внедорожника. Изменения коснулись экс- и интерьера авто. При этом была повышена цена машины: в среднем стоимость внедорожника увеличилась на 35 тысяч рублей. В этой связи эксперты не видят серьезных предпосылок для увеличения в ближайшем будущем стоимости Chevrolet Niva.
«Учитывая, что в настоящий момент происходит стабилизация на российском денежном рынке, влияние указанного фактора будет, скорее всего, минимальным, – отмечает господин Романов, – рост стоимости продукции СП возможен в случае девальвации национальной валюты, ослабление которой возможно в случае ухудшения ситуации в макроэкономике. Что касается проблемы нехватки автомобилей, то мы оцениваем ее как несущественную в связи с достаточным (как минимум, на август) уровнем запасов продукции у дилеров для удовлетворения спроса покупателей».
Аналитик считает, что по итогам текущего года объем продаж Chevrolet Niva сократится более чем вдвое в связи с существенным снижением спроса на внедорожники в частности и общим ухудшением конъюнктуры рынка. «По итогам прошлого года GM-АвтоВАЗ выпустил 54 тысячи 65 автомобилей, реализовав при этом 97,5% произведенной продукции. Мы прогнозируем, что в текущем году GM-АвтоВАЗ сможет продать не более 20-23 тысяч автомобилей», – говорит г-н Романов.
Напомним также, что специалистами ГК СОК был разработан план по выводу из кризиса ОАО «АвтоВАЗ». В числе стратегических ориентиров этого плана:
достижение точки безубыточности предприятия в 2009 году;
достижение рентабельности, соответствующей чистой прибыли не менее 10 миллиардов рублей в год к 1 июня 2010 года;
сокращение издержек и получение дополнительного маржинального дохода не менее 40 миллиардов рублей;
увеличение продаж автомобилей марки Lada до 50 тысяч в месяц;
рост продаж автомобилей «Нива» и Chevrolet Niva до 120–150 тысяч штук в год (внутренний и внешний рынки).
Стоит отметить, что план вывода предприятия из кризиса подразумевает в том числе выкуп доли GM в СП «GM-АвтоВАЗ». Одним из основных пунктов антикризисного плана ГК СОК является восстановление системы сбыта автомобилей Lada и Chevrolet Niva (с учетом заявленной покупки пакета) внутри России и на внешних рынках.