Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала Российский союз автостраховщиков (РСА) нарушителем закона «О защите конкуренции». С точки зрения ФАС, страховой союз неправомерно устанавливал ограничение максимального вознаграждения агентам за реализацию полисов ОСАГО. Игроки самарского рынка страхования считают, что подобное вмешательство вряд ли кардинально отразится на потребителях услуг по ОСАГО. Хотя в будущем сбалансированность рынка и свободная конкуренция между страховыми компаниями могут привести к тому, что какие-то продукты подорожают, какие-то, наоборот, подешевеют.
Как сообщает пресс-служба ФАС России, дело было возбуждено в связи с установлением РСА предельного уровня компенсационного вознаграждения агентам за реализацию полисов ОСАГО, которое не должно превышать 10% от страховой премии. Страховые компании, нарушающие это требование, подвергались санкциям.
В ходе рассмотрения дела, представители Российского союза автостраховщиков мотивировали установление 10-процентного тарифа тем, что «выплата агентского вознаграждения в большем размере означает, что агентское вознаграждение выплачивается за счет средств, предназначенных для осуществления страховых выплат».
Однако антимонопольная служба подобный довод сочла несостоятельным. «Учитывая, что продажа полисов ОСАГО осуществляется страховщиками через различные каналы, в том числе без посредничества агентов в офисах страховщика, то страховщик имеет возможность перераспределять средства между такими каналами. Такое перераспределение средств может быть обусловлено, в частности, эффективностью работы посредника, и оно не влияет на формирование страховщиками резервов для осуществления выплат потерпевшим», – сообщает пресс-служба ФАС.
Как пояснил Doroga63.ru генеральный директор ОАО «Интач Страхование» Георгий Аликошвили, в соответствии со структурой тарифной ставки по ОСАГО, 77% от собранной премии должно приходиться на выплаты, 3% – на отчисления в РСА, 20% – расходы на ведение дела, в том числе на агентское вознаграждение. «Таким образом, максимальный размер агентской комиссии может составлять 20%, но при условии, что страховщик не несет больше никаких расходов. Но расходы обязательно будут: на зарплату сотрудникам, аренду офисов и тому подобное, поэтому ограничение комиссии в размере 10% представляется вполне разумным. Завышение же агентского вознаграждения влечет за собой банкротство страховых компаний, поскольку им не хватает денег на выплаты», – говорит господин Аликошвили.
Как отметил заместитель директора Самарского филиала страховой группы «Спасские ворота» Александр Рабинович, в системе обязательного страхования автогражданской ответственности, которая действует на территории России с июля 2003 года, до настоящего времени практически ничего не изменилось: «Сумма базовой ставки осталась на прежнем уровне – 1980 рублей. Несколько скорректирован лишь ряд коэффициентов, при этом средняя стоимость полиса по ОСАГО изменилась не сильно. А стоимость ремонта автомобиля в течение этого времени серьезно увеличилась, как следствие, выросла единица выплат. Таким образом, рентабельность ОСАГО снизилась. Ситуация сложилась таким образом, что у некоторых страховщиков просто не остается денег на комисссию». По словам эксперта, еще не так давно на рынке было немало страховых компаний, которые старались завоевать рынок, предлагая комисионные проценты выше установленной цифры. Таким образом, они шли на нарушения. «На момент принятия закона практики по ОСАГО в России еще не было, а потому цифра была установлена приблизительно. При этом, например, по добровольным видам страхования суммы комиссий разные в зависимости от рентабельности каждого вида», – отмечает господин Рабинович.
По мнению страховщиков, вероятнее всего, снятие ограничений антимонопольной службой просто узаконит существующую практику на рынке. И в настоящее время многие традиционные компании выплачивают комиссионные, превышающие 10%. Тем не менее, работа ФАС может в итоге привести к росту качества предоставляемых страховых услуг на рынке, демонополизации и свободной конкуренции. В будущем сбалансированность рынка вполне может привести к тому, что какие-то продукты подорожают, какие-то могут подешеветь.
«Такое решение ФАС вряд ли в настоящее время серьезно отразится на рынке ОСАГО. Тем более, это никак не коснется автовладельцев. Насколько оправданно такое решение антимонопольной службы, сказать трудно. Хотя, возможно, она и права: страховая компания может платить комиссию в зависимости от убыточности, которую получает по ОСАГО, самостоятельно распределяя средства», – резюмирует Александр Рабинович.