АвтоВАЗ официально заявил о том, что приступил к модернизации базы своих поставщиков. Изменения будут направлены в первую очередь на совершенствование взаимоотношений с уже имеющимися партнерами, а также привлечение иностранных производителей автокомпонентов. Эксперты считают, что в результате таких преобразований состав смежников завода может поменяться более чем на 50%. Это позволит АвтоВАЗу избавиться от тех предприятий, которые не удовлетворяют его требованиям.
Реорганизация собственной системы закупок завода и модернизация базы поставщиков, по сообщению пресс-службы АвтоВАЗа, направлена на то, чтобы кардинально повысить качество комплектующих изделий и изменить систему управления затратами. При этом тольяттинское автопредприятие намерено не только совершенствовать взаимоотношения с уже имеющимися поставщиками, но и привлекать иностранных производителей комплектующих, имеющих производства на территории России, для улучшения качества продукции.
Программа повышения качества комплектующих и системы закупок построена на трех основных принципах:
создание линейки системных поставщиков первого уровня и переход на модульную сборку;
отказ от работы с поставщиками, не обеспечивающими высокого качества поставок;
привлечение к поставкам на конвейер иностранных производителей автокомпонентов, способных в кратчайшие сроки провести локализацию производств в РФ.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы АвтоВАЗа.
Как сообщили Doroga63.ru в ГК СОК, которая является одним из крупнейших поставщиков автозавода, необходимость оптимизации работы со смежниками на АвтоВАЗе назрела давно. «Мы в течение уже достаточно долгого времени говорим о необходимости оптимизации работы с поставщиками. Более того, в нашем антикризисном плане, который неоднократно передавался менежменту и акционерам АвтоВАЗа содержится целый ряд предложений, которые, по нашему мнению, могут оптимизировать данную деятельность.
В частности, это сокращение количества поставщиков (целевая задача – сокращение до двух по каждому продукту) с целью обеспечения их устойчивого состояния и снижения цен на комплектующие за счет максимальной загрузки производства; жесткий контроль качества автокомпонентов и материалов, проведение мероприятий, направленных на повышение качества входящей продукции; активизация работы по внедрению конструктивных изменений, а также использование новых материалов для снижения стоимости автокомпонентов», – говорит начальник управления по связям с общественностью ГК СОК Дмитрий Румянцев.
Стоит отметить, что АвтоВАЗ готов рассматривать любые варианты сотрудничества с иностранными партнерами. Тем не менее, предпочтение будет отдаваться тем компаниям, которые готовы организовать собственное производство или создать совместное предприятие на территории Самарской области. Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, решение о привлечении иностранных поставщиков вряд ли напрямую связано с выпуском модели на платформе Renault: «Решение привлекать иностранных поставщиков связано с тем, что завод не удовлетворён качеством, ценой и условиями поставок комплектующих от отечественных производителей».
Однако сами производители автокомплектующих отмечают, что иностранцы весьма избирательно относятся к выбору партнеров. «Захотят ли иностранные поставщики комплектующих создавать СП с АвтоВАЗом, покажет время. Только в предыдущие, более благополучные с точки зрения рыночных перспектив годы, иностранцы не очень спешили сотрудничать с заводом. Нельзя забывать и о том, что, как показывает практика, иностранцы не очень хотят передавать нам свои технологии», – говорит Дмитрий Румянцев.
С точки зрения аналитиков, модернизация системы закупок АвтоВАЗа может весьма существенно отразится на составе его поставщиков. По мнению господина Баранова, он может поменяться более чем на 50%. Таким образом, тольяттинский автозавод будет стремиться избавиться от тех компаний, которые не удовлетворяют его требованиям.
«Системные поставщики первого уровня будут самостоятельно осуществлять разработку, производство и поставку комплектующих для крупноузловой сборки. Такой подход должен привести к сокращению количества поставщиков до 40-50 предприятий. В случае несоответствия поставщика предъявляемым АвтоВАЗом требованиям по качеству комплектующих изделий поставщику будет найдена замена», – говорится в сообщении пресс-службы завода.
Эксперты считают, что такие изменения могут положительно сказаться на качестве вазовских машин. Но только в том случае, если достойно выполнять свою работу будут и сборщики завода. «Если они и иностранные комплектующие будут устанавливать халтурно, то качество останется на прежнем уровне или даже ухудшится», – отмечает Дмитрий Баранов.
Кроме того, АвтоВАЗ намерен в течение ближайших двух недель сформировать единый тендерный комитет. Отбирать поставщиков предполагается на конкурсной основе, «с минимальным влиянием человеческого фактора». В настоящее время на предприятии разрабатывается вопрос организации автоматизированной системы торгов.
«Непонятно, что имеется в виду, когда говорится о «человеческом факторе». Но если руководство АвтоВАЗа хочет сделать процесс закупок более прозрачным и понятным для всех, в том числе для поставщиков, то мы можем это только приветствовать, – говорит Дмитрий Румянцев, – самое главное, чтобы эта инициатива не оказалась очередным громким заявлением, не реализованным на практике. Безусловно, мы, как и раньше, готовы принимать участие в конкурсах проводимых АвтоВАЗом, который является нашим давним партнером».