Более 20 тысяч самарских автомобилистов в скором времени могут остаться без водительских прав. Все дело в новой инициативе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая придумала изощренный способ борьбы с должниками по кредитам. Уже сейчас на рассмотрении законодательных органов находится оригинальный проект ограничения водительских прав должников.
Российские приставы постоянно работают над тем, как заставить заемщиков вернуть долги. Не так давно, к примеру, некоторым состоятельным должникам временно запретили покидать пределы РФ. Судебные приставы посчитали, что такой подход стимулирует неплательщиков к быстрому погашению кредита. Теперь в ФССП решили еще больше ужесточить меры воздействия на заемщиков – лишить их водительских прав. Такой ход в самарском управлении ведомства обуславливают тем, что объемы просрочки растут, а возвратов очень мало.
Только в Самарской области за семь месяцев текущего года в работе находилось более 26 тысяч исполнительных производств на общую сумму в 8,8 миллиарда рублей. Из них было окончено лишь 8,2 тысячи дел на 2,2 миллиарда. С фактическим исполнением еще меньше – 3,4 тысяч дел на сумму в 291 миллион рублей. Поэтому проект ограничения водительских прав ФССП считает обоснованным и, что важнее, необходимым.
«Есть много способов борьбы с должниками: это запрет на выезд за пределы РФ, автоматический обзвон неплательщиков, рейды ГИБДД и другие. Просто эта мера лоббируется как наиболее действенная. Сумма долга тоже не имеет значения. Это может быть задолженность в пятьсот рублей или пятьсот тысяч рублей. И это касается не только должников по кредитам, но и алиментщиков, ЖКХ и прочих неплательщиков», – рассказал пресс-секретарь ФССП по Самарской области Игорь Клепиков в беседе с Doroga63.ru.
Коллекторские агентства к новой возможности относятся отрицательно.
«Раньше приставы могли работать с материальными объектами. Например, приходят в дом к должникам, а там два телевизора. Один изымали. Но сейчас все по-другому. Я отношусь по-человечески и с финансовой точки зрения к этой инициативе отрицательно. Будет полная нелепица, если этот проект будет реализован», – заявил генеральный директор коллекторского агентства «Секвойя-Самара» Александр Кукарин.
Правозащитники же не согласны с судейскими методами. Президент некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов в сфере БДД «Автоклуб Самара63» Татьяна Васильева считает такой шаг нелогичным.
«Если человек заслужил и получил водительские права, то как можно просто их забрать? Это что-то непонятное. Получается, что можно и дипломы об окончании высших учебных заведений отбирать и другие документы. Задержки займов носят массовый характер, и сегодня это обусловлено финансовым кризисом. У людей сейчас нет выбора: купить лекарства, например, или оплатить кредит. Понятно же, что выберет любой заемщик. А если человек зарабатывает на жизнь вождением, и его лишить прав, то как он будет выплачивать кредит? На мой взгляд, это нелогично», – высказала свое мнение Татьяна Васильева.
Но таксистам, дальнобойщикам и остальным водителям, числящимся в списках должников, рано хвататься за голову и поддаваться панике. Пресс-секретарь УФССП губернии заверяет, что людям, зарабатывающим на хлеб вождением, потеря прав не грозит. Правда, только в том случае, если они докажут это в суде.
«У нас правовое государство», – заключил Игорь Клепиков.
А вот адвокат Александр Паулов считает проект незаконным и не верит в его успех.
«Сегодня отберут права, завтра должникам запретят рожать детей, вступать в брак. Это абсолютно незаконно. В Конституции написано, что гражданин РФ имеет право на свободу передвижения. Я не думаю, что этот проект в итоге пройдет думские слушания», – считает юрист.