Самарские гаишники в скором времени могут остаться без крыши над головой. Причем в буквальном смысле. Бывший глава УГИБДД России, а ныне сенатор Владимир Федоров недавно предложил упразднить все стационарные посты ДПС, а инспекторов «выгнать на дороги и заставить заниматься своим делом».
Сенатор публично высказался о том, что непередвижные пункты дорожно-патрульной службы – это места, которые потеряли свою эффективность и где берут взятки. Многие водители уже давно утратили доверие к этим постам. В народе аббревиатуру ДПС уже расшифровывают как «дорожно-постовую службу», а инспекторов называют «будочниками». Некоторые считают, что созданные для борьбы с угонами стационарные посты уже не актуальны. Автоворы прекрасно знают места их расположения и объезжают. Да и ДТП рядом с пунктами ДПС, как правило, не происходят. А содержание этих постов обходится недешево.
«Зачем нам столько постов? Как они влияют на безопасность? Там только берут взятки и занимаются мелочными придирками. В центральной Европе и даже в соседних Украине и Белоруссии таких постов давно нет, а у нас на них работает еще и 50% личного состава Госавтоинспекции», – сказал Федоров.
С позицией сенатора на местах согласны не все. Президент некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов в сфере БДД «Автоклуб Самара63» Татьяна Васильева против новой реформы.
«Вообще, речь об упразднении этих постов ведут давно. Многие говорят, что мобильные патрули лучше и эффективнее, ссылаются на зарубежный опыт. Но меня это не убеждает. Эти опорные точки – места, где сотрудники могут отдохнуть. Какие деньги можно на них сэкономить? Ведь есть такие посты, где даже туалетов нет. А просто выпускать людей на дорогу, без базы, не выход, – считает правозащитница. – А ведь это еще и центры, куда стекаются потоки информации. Я считаю, что разрушить можно всегда, а создадим ли мы что-то лучшее, еще не известно».
Кстати, за рубежом действительно обходятся без стационарных постов. Например, в Германии есть специальная дорожная полиция. При аварии и поломке водитель может набрать 001, и через 10-15 минут приедут служители закона, помогут автомобилисту и оградят место ДТП. В городах и на федеральных трассах дороги патрулирует обычная полиция. Нарушителей стражи порядка определяют с помощью радаров. А вот в Бельгии применяют прием скрытого патрулирования. Полицейские ездят на обычных машинах без спецокраски и фиксируют нарушения ПДД, которые заносятся в базу. А высокая оперативность дорожной полиции достигается за счет применения развитых технических средств. На всех крупных автомагистралях установлены видеокамеры.
Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
Стационарный пост дорожно-патрульной службы – место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.