Всего через четыре года в губернском центре будут ликвидированы все маршрутные «газели», занимающиеся коммерческими перевозками. К этому c завидным упорством и методичностью стремится городской департамент транспорта, который пытается оптимизировать маршрутную сеть города во благо безопасности дорожного движения и жителей города. Впрочем, что касается самих самарцев, то многие из них предпочтение отдают именно «газелям».
История с оптимизацией маршрутной сети уходит своими корнями еще в эпоху управления самарским департаментом транспорта Валерием Графским. В 2007 году некая столичная фирма по заказу мэрии исследовала пассажиропоток Самары. Как выяснилось по подсчетам московским специалистов, у города было много лишнего транспорта, а именно 20 автобусов, девять трамваев и 39 троллейбусов. Графский предложил оптимизировать маршрутную сеть путем отсечения неиспользуемой техники, как это годом ранее сделала санкт-петербургская компания ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» в Казани. В столице Татарстана практически полностью ликвидировали электрический транспорт, сократили в два раза трамвайные маршруты и провели демонтаж трамвайных рельсов. Кроме того, в городе избавились от «газелей», заменив их на автобусы. Тогда руководство мэрии не пошло навстречу Валерию Графскому, так как не согласилось с многими пунктами предложенной им программы: например, демонтажем трамвайных путей в центре города или ликвидацией трамвайного депо №1 на Мичурина.
Преемник Графского Андрей Романико решил ограничиться лишь устранением маршруток. Новый план оптимизации руководитель департамента транспорта представил на последнем заседании комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ гордумы Самары. По информации чиновника, в этом году истекает срок действия 12 договоров с коммерческими перевозчиками: ООО «ЛУЧ» – 17 декабря; ООО «Арсенал» – 30 октября и ООО «Газ Моторс» – 1 декабря. Это значит, что 327 «газелей», занимающихся коммерческими перевозками, исчезнут с самарских дорог. Романико сказал, что их заменят 56 новых автобусов средней вместимости. А из 12 расторгнутых договоров на конкурс по распределению пассажирских маршрутов будут выставлены только три, остальные девять подлежат уничтожению. Добиться подобных результатов департамент транспорта смог с помощью сокращения дублирующих маршрутов. Чиновники справедливо рассудили, что раз, к примеру, «газель» №4 на 100 процентов копирует маршрут троллейбуса №4, то она не нужна.
Также на конкурс выставят новый маршрут №11 автобуса, который сменит убранный 11 троллейбус. Итого в этом году будут разыграны четыре лота. Когда именно состоятся торги, пока неизвестно, однако это случится до конца 2009 года. Полностью процесс оптимизации должен завершиться через четыре года.
Вариант программы оптимизации маршрутной сети от Андрея Романико заинтересовал депутатов гордумы.
«Что же это получается, что к 2013 году «газелей» в Самаре вообще не останется?» – спросил председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Владимир Сюсин.
Романико ничего обещать не стал, но отметил, что именно к этому департамент и стремится, потому что новый проект повысит безопасность дорожного движения и сделает маршрутную сеть более удобной для граждан. Однако многие самарцы от перспективы остаться без «газелей» далеко не в восторге. Вот что говорит горожанка Людмила Чеботарева: «Это сущий кошмар! В автобусах и троллейбусах ездить невозможно. В выходные еще ничего, а в будни в автобусах такая давка! Да и опасно. Кошельки и телефоны именно там и воруют. В «газелях» четкое количество мест. А когда маршрутки исчезнут, будет катастрофа. Я не говорю уже о том, что автобусы и троллейбусы едут медленнее. И чтобы добраться до работы вовремя по нашим вечно перекрытым на ремонт улицам, нужно из дома выходить за два с половиной часа до начала рабочего дня».
А вот мама трехлетней Алисы Светлана Григорьева переживает за своего ребенка.
«У нас садик далеко от дома находится. Я с работы приезжаю за дочкой, а потом мы садимся на «газель» и едем домой. И на остановках в пять – шесть вечера всегда много людей народа, и все они набиваются в автобусы. Я даже не представляю, как я с ребенком буду ездить в такой давке», – говорит она.