Автоугонщики в Самарской области стали более хитрыми и изощренными. Если раньше преступники крали чужие машины, то сегодня угоняют государственную спецтехнику и даже собственные авто, чтобы не выплачивать за них кредиты. УГИБДД губернии обратилось за помощью в поимке автоворов к горожанам в лице водителей такси.
Кражи «железных коней» до сих пор остаются одним из самых распространенных преступлений в Самарской области. Если за первые месяцы текущего года в губернии было похищено 213 автомобилей, то на сегодняшний день эта цифра выросла до 1078. По данным областного управления ГИБДД, основная масса хищений зафиксирована на территории губернской столицы. И чаще всего от рук автоворов страдают жители наиболее крупных районов города. Как правило, автомобили воруют в местах массового скопления людей: это парковочные площадки около торговых центров, стихийные стоянки. В таких местах владельцу несложно потерять из вида свой автомобиль среди большого количество других транспортных средств. Часто угоны авто происходят с парковок торгового центра «Захар», площадок, расположенных вблизи парка имени Гагарина.
Однако, если раньше преступники посягали на чужие легковушки, то сегодня они угоняют государственную спецтехнику и даже машины, которые сами взяли в кредит. Об этом рассказал заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы и розыска автомототранспорта УГИБДД Самарской области Андрей Черепанов на пресс-конференции в четверг, 24 сентября.
По словам Черепанова, всего два дня назад, 22 сентября, в Красноярском районе трое неизвестных угнали трактор, пригрозив водителю ножом и бейсбольной битой. Были и другие прецеденты, про которые служитель закона рассказывать не стал. Что касается угонов купленных в кредит автомобилей, то назвать конкретные случаи Андрей Черепанов тоже затруднился. Известно лишь, что общий процент похищенных машин в России (http://dengi63.ru/news/234615.html) в первом полугодии 2009 года вырос до 47% по сравнению с 39% за аналогичный период 2008 года. Такие выводы следуют из статистики Росгосстраха по застрахованным в компании автомобилям. Абсолютное число объявленных в розыск кредитных автомобилей по сравнению с первым полугодием прошлого года выросло в 1,3 раза – до 266. Больше всего было угнано автомобилей, взятых в кредит в Сбербанке, – 47 машин. На втором месте «Компания розничного кредитования» (26 угнанных авто), на третьем – «Райффайзенбанк» (25). Кредиты на 23 угнанных автомобиля были выданы «ВТБ24».
«В случае с угонами кредитных автомобилей виноват кризис. Люди идут на мошенничество, так как проще заявить, что машину угнали, чем платить деньги. Несостоятельные заемщики отдают машины на черный или цветной металл. Доказать это очень сложно, поэтому трудно сказать, сколько таких случаев было в Самарской области», – объяснил Андрей Черепанов.
Также замначальника розыскного отдела ГИБДД признался, что из-за роста автокраж на территории губернии ведомство было вынуждено принять дополнительные меры. Во-первых, служители закона передают сообщения об угнанных машинах в эфире радиостанций. А во-вторых, они обратились за помощью к таксистам, которые лучшего всего знают, что происходят на дорогах. У последних с автоворами собственные счеты, ведь от разбойных нападений с угоном чаще всего страдают именно они. Достаточно вспомнить один из последних инцидентов, который произошел 17 августа в поселке Федоровка недалеко от Тольятти. Тогда двое неизвестных напали на 23-летнего таксиста из Жигулевска. Когда он находился в своей машине в ожидании клиентов, к нему подошли два молодых человека, накинули на шею удавку и угрожали ножом. После этого преступники угнали принадлежащую ему автомашину «ВАЗ-2114».
Таксисты пошли навстречу ГИБДД, чтобы такие истории впредь не повторялись. Стражи порядка сообщают частным извозчикам номера похищенных машин, а те, в свою очередь, высматривают украденные машины во время работы. Правда, в эффективности этих мер сотрудники ГИБДД пока не уверены.
«Рано говорить о том, подействуют ли эти приемы. Будем надеяться, что да. Тем не менее еще раз советуем водителям быть внимательными. Не надо ограничиваться обычной сигнализацией. нужно использовать еще и механические блокировки, например, на руль, замок капота, коробку переключения передачи», – сказал Андрей Черепанов.