Обанкротившийся Ижевский автозавод может стать частью «камавазовского» холдинга «Росавто». Такую возможность обсудили гендиректор ИжАвто Михаил Добындо и глава Ростехнологий, держателя 25% акций АвтоВАЗа, Сергей Чемезов. Ситуация весьма необычна, ведь еще весной этого года господин Чемезов публично заявлял, что ИжАвто компании не нужен. Остается загадкой, с какой целью теперь предприятию понадобился обанкротившийся завод.
ИжАвто – автомобильный завод в Ижевске, который входил в самарскую группу СОК наряду с такими компаниями, как «Рослада», «Вазинтерсервис» и еще 23 заводами. Компания также являлась дилером АвтоВАЗа. Завод выпускал такие автомобили, как KIA Spectra, Rio и Sorento, а также несколько вазовских и других отечественных моделей. До кризиса ИжАвто работал с прибылью (в прошлом году выручка составила 20,891 миллиарда рублей).
Но в начале этого года в результате спада сбыта, вызванного экономическом кризисом, на заводе сложилась тяжелая ситуация. В конце марта предприятие работало три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников – около пяти тысяч человек. В мае работа завода была остановлена. Тогда же весной группа СОК, владевшая контрольным пакетом ИжАвто, вывела свои активы, обменяв 74,76% акций завода его же дочерним предприятиям «Гросс», «Норекс» и «Иж-комплект» на автомобили на сумму 200 миллионов долларов.
В итоге предприятие было вынуждено пойти на крайние меры. ИжАвто попросил помощь у Ростехнологий. Условия были следующие: если госкорпорация возьмет на себя долг автозавода перед Сбербанком, Альфа-банком и банком «Зенит», который составляет 14,7 миллиарда рублей, то получит полный контроль над ИжАвто. На это глава Ростехнологий Серей Чемезов заявил, что корпорации завод не нужен.
Спустя несколько месяцев автокомпания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. Четвертого сентября суд удовлетворил прошение предприятия. Однако крупнейший кредитор завода – Сбербанк – потребовал от генпрокуратуры возбудить уголовное дело против неплательщика по факту преднамеренного банкротства. Надзорное ведомство проверило предприятие и нашло основания для возбуждения дела. На заводе ввели режим наблюдения. Таким образом, проблем у ИжАвто прибавилось еще больше.
И тут происходит странная вещь. Несколько дней назад министр промышленности, энергетики и транспорта Удмуртии Олег Радионов сообщил на правительственном часе в Госсовете республики, что Сергей Чемезов встретился с гендиректором ИжАвто Михаилом Добындо и обсудил возможность включения автозавода в структуру холдинга «Росавто». Напомним, что новая группа состоит из акций АвтоВАЗа, держателями 25% которых являются Ростехнологии, и КамАЗа.
Министр также отметил, что госкорпорация выдвинула ряд требований к ИжАвто, но называть их не стал. В Ростехнологиях и на Ижевском автозаводе эту информацию комментировать отказываются. Можно только гадать, почему корпорация решила связаться с ИжАвто именно сейчас. Эксперты считают, что в ближайшее время вакантное место в холдинге автозаводу не светит, но у него есть все шансы войти в структуру Росавто позднее, когда дела предприятия наладятся. Здесь следует отметить, что, несмотря на тяжкое положение, ИжАвто все же делает шаги к светлому будущему. 17 сентября автозавод и корейская компания KIA Motors договорились о сборке на удмуртском предприятии 800 автомобилей в месяц по толлинговой схеме. Кроме того, мощности ИжАвто изучает компания Magna. По всей видимости, Ростехнологии выжидают, как осуществятся эти сделки.
«Пока ИжАвто стоит на пороге возможного банкротства, инициаторы Росавто будут воздерживаться от демонстрации каких-либо намерений по включению предприятия в холдинг. При этом положение самого ИжАвто в создавшихся условиях не выглядит обреченным. Надежду на возрождение завода имеют и республиканские власти, и руководство KIA Motors – ожидается, что уже в конце этого года завод начнет осваивать выпуск автомобилей KIA. Поэтому не исключено, что ИжАвто будет приглашен в состав автохолдинга позже, уже по факту благополучного исхода дел», – предполагает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская.