Правительство РФ не придумало другого способа спасти отечественный автопром от кризиса, кроме как сохранить повышенные таможенные пошлины на иномарки еще на девять месяцев. Самарские дилеры отнеслись к этой новости неожиданно спокойно. Парадокс в том, что еще недавно перспектива продления высоких ставок на ввозимые иномарки вызывала у автосалонов настоящий шок.
Повышенные ставки таможенных пошлин на ввоз иномарок в Россию вступили в силу в начале этого года и должны были действовать до 1 сентября. Ставки на новые автомобили выросли с 25% до 30% от таможенной стоимости. Платежи за подержанные иностранные легковушки увеличились почти в три раза, за грузовые – в два раза. Согласно документу, пошлины на автомобили старше пяти лет выросли в зависимости от объема двигателя: от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр.
Для подержанных малолитражных автомобилей с объемом двигателя не более тысячи кубических сантиметров ставка исчисляется из расчета 2,5 евро за один кубический сантиметр двигателя (для автомобилей не старше семи лет ранее действовала ставка 1,4 евро за кубический сантиметр). Автомобили с объемом двигателя от одного до полутора литров обложили пошлиной из расчета 2,7 евро за кубический сантиметр (вместо 1,5 евро). От 1,5 до 1,8 литра – 2,9 евро за кубический сантиметр (вместо 1,6 евро), от 1,8 до трех литров – 4 евро за кубический сантиметр (2,2 евро). Для автомобилей с объемом цилиндров двигателя выше трех литров – 5,8 евро за кубический сантиметр (вместо 3,2 евро).
В конце августа этого года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым рекомендовала продлить действие повышенных пошлин на иномарки еще на девять месяцев – до 1 июня 2010 года. Предложение чиновника шокировало самарские автосалоны, ведь за восемь месяцев 2009 года возросшие таможенные платежи за иностранные легковушки существенно сказались на продажах автомобилей. Самарские дилеры искренне надеялись, что власти не внемлют рекомендациям первого вице-премьера. Тем не менее несколько дней назад премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства о продлении пошлин еще на девять месяцев. Но, как это ни парадоксально, теперь автосалоны восприняли эту новость спокойно.
«Мы не ощущаем на себе последствий повышения пошлин. Мы не поднимаем цены и не теряем своих клиентов. Поэтому нас это не шокировало», – заверила начальник отдела продаж автосалона «KIA-Центр» Светлана Малова редактора сайта Doroga63.ru.
Многие компании справляются с этой ситуацией с помощью грамотной ценовой политики. А есть автосалоны, которые обладают иммунитетом против повышенных пошлин, потому что их продукция производится в России.
«Наши автомобили собираются под Калугой, поэтому повышенные ставки на ввозимые иномарки нас не никак не трогают. Но продажи все равно упали, как и у всех других автосалонов. И это, по всей видимости, связано с кризисом», – отметил менеджер по продажам автосалона «Диверс Моторс» Денис Требунских.
Спокойствие дилеров можно объяснить еще и тем, что решение правительства было очень предсказуемым, ведь представители минпромторга неоднократно заявляли о необходимости дальнейшей поддержки российских автомобилестроительных компаний. Привлеченные к обсуждению этой темы сайтом Doroga63.ru эксперты оценивают решение властей положительно и считают, что девятью месяцами все не ограничится.
«Не исключено, что таможенные пошлины, как средство помощи российскому автопрому, будут продлеваться и в дальнейшем. Их введение уменьшило долю импортных автомобилей в этом году всего на 3% по данным Автостата. А с выходом из кризиса и улучшением благосостояния покупателей эта разница будет только сокращаться. Отечественный автопром – это не только проблемный АвтоВАЗ, сейчас это главным образом иностранные производства, на продукцию которых есть спрос и которые будут поддерживаться государством. Кроме того, поддержка будет оказываться и предприятиям, выпускающим автокомпоненты», – сказала директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская.