Первого ноября вступила в полноправную силу страховая система прямого возмещения убытков при ДТП. Нововведение начало работать с 1 марта этого года, однако воспользоваться им могли только водители, оформившие полис ОСАГО после этой даты. Опробовав новую схему в «малых дозах», автостраховщики, видимо, пришли к выводу, что она для них не опасна, и теперь ею может воспользоваться каждый автомобилист, вне зависимости от того, когда он приобрел полис.
Отныне, попав в ДТП, автовладельцы не будут обивать пороги малоизвестной страховой компании, в которой застраховался «экономный» виновник аварии, а спокойно идти в свою страховую компанию и оформлять документы на выплату там. Схема абсолютно такая же. Наконец-то водители начнут покупать полис ОСАГО не для чужого дяди, а для себя, и будут хорошенько присматриваться к страховым компаниям.
По признанию автостраховщиков, сложности возникают с другим вступившим в марте ноу-хау – «европротоколом». Согласно ему, при мелком ДТП можно не обращаться в ГИБДД. Закон об ОСАГО разрешает действовать по упрощенной схеме, если в аварии участвовало два автомобиля, ущерб не превышает 25 тысяч рублей и один из водителей признал свою вину.
Самым важным документом в этом случае является извещение о ДТП, бланк которого каждый водитель получает в пакете страховых документов. Если раньше закон об ОСАГО разрешал его даже не предоставлять в страховую компанию, то теперь от его правильного заполнения во многом зависит выплата.
«У нас уже были отказы в выплате при процедуре «европротокола» именно из-за неграмотного оформления извещения о ДТП, – говорит начальник отдела выплат по автострахованию страховой группы «УралСиб» Дмитрий Костенко. – То галочки где-то не проставят, то схему один из участников не подпишет, то еще что-нибудь. Важно, чтобы извещение было оформлено точно и обязательно было заполнено обоими участниками ДТП. А вот ошибки в оценке ущерба пока не встречались, в этом вопросе водители аккуратны, и если есть подозрения на превышение 25 тысяч, вызывают ГИБДД».
Между тем многие водители не просто неправильно заполняют извещение о ДТП, они еще и невнимательно читают этот самый «европротокол».
«После 1 ноября обращений к нам пока не было. Зато люди приходили с марта. И эти водители, по всей видимости, в содержание этого документа похоже не вчитывались. К нам приходили автомобилисты, застрахованные по КАСКО, хотя прокол действует только на ОСАГО», – сообщила заместитель директора самарского филиала СК «Спасские ворота» Ольга Алексейчук.
Стоит отметить и то, что автолюбители, пользуясь тем, что им дано право выбора, не торопятся прибегать к новым схемам, предпочитая действовать по старинке. А те, кто все же применяет «европротокол» на практике, делают это с посторонней помощью.
К примеру, самарский автомобилист Валерий Дмитриев воспользовался правом «европротокола» в начале лета, когда механизм только начинал работать. «Как-то во время парковки на стоянке у работы я задел бампер машины коллеги из соседнего офиса. Естественно, не собирался долго и нудно разбираться, кто прав, а кто нет. Вина была на мне и я хотел, чтобы пострадавший без проблем получил возмещение за ущерб. Мы заполнили извещение о ДТП и обратились в мою страховую компанию. Там были слегка озадачены, поскольку на тот момент у них не было подобных дел, однако выплатили достаточно быстро. Но, признаюсь, оформить грамотно извещение нам помогли знакомые из страховой компании. Самостоятельно я бы, наверное, не рискнул заполнять этот бланк, слишком много нюансов. Скорее всего, я бы обратился к гаишникам».
Консерватизм и перестраховка водителей, которые по-прежнему предпочитают вызывать ГИБДД даже при мелкой царапине, вполне объяснимы. Никому не хочется получить отказ в выплате и, как следствие, идти в суд из-за пропущенной запятой. Также во многих ситуациях легко промахнуться с оценкой ущерба, который может превысить 25 тысяч рублей, а затем кусать локти, добавляя на ремонт свои кровные. Поэтому, несмотря на официальный переход на систему прямого возмещения убытков, вряд ли это изменит общую ситуацию. По оценкам специалистов, потребуется не один год, чтобы водители привыкли к новым схемам выплат.