Реанимировать мирно почившие классические бренды «Москвич» и «Чайка» – такой сценарный вариант развития отечественного автопрома готовит правительство России. Министерство промышленности и торговли РФ уже разрабатывает соответствующий проект. Автолюбители и эксперты относятся к замыслу государства скептически, и считают, что «оживлять» архаичные автомобили бессмысленно.
Один из сценариев государства РФ по развитию российской автомобильной промышленности предполагает создание 20 новых моделей. В этот список попали такие классические бренды, как «Москвич» и «Чайка». Такую информацию озвучил директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов в эфире одной из московских радиостанций.
«Люди, которые ностальгируют по автомобилю «Москвич», могут его получить. Также не исключена возможность возрождения бренда «Чайка». Ведь автомобильная история говорит, что бренд проще воссоздать, чем создавать с нуля. Это несет некий шарм привязанности к корням», – сказал господин Рахманов.
Обе модели имеют богатую историю и в советские годы пользовались большой популярностью.
«Москвич 412» – советский автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК с 1967 по 1976 года, и на автозаводе в Ижевске с 1967 по 1997 года. До появления в 1972 году «люксовой» модели «ВАЗ-2103» «М-412» был самым быстрым из массовых отечественных авто – по динамике он значительно превосходил «копейку» с ее 64 лошадиными силами, а конструктивно двигатель «Москвича» был на голову выше вазовского. На седанах «Москвич-412» ездили милиционеры и гаишники. Универсалы и фургоны «Москвич» широко использовались торговыми организациями в качестве развозных автомобилей. «Москвич-412» широко предлагался на внешнем рынке вплоть до середины 70-х годов. География экспорта включала Францию, Бельгию, Нидерланжы, Великобританию и другие страны.
«Чайка» – модель автомобилей Горьковского автозавода, одна из немногих советских машин представительского класса. Разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 ЗИМ. «Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель машины объемом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженный автомобиль легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал на 100 километров пути всего 21 литр горючего.
Сегодня многие автомобилисты вспоминают об этих машинах с ностальгической улыбкой на лице, однако в успех возрождения левиафанов советского автопрома мало кто верит. Самарские водители считают, что эти машины давно ушли в небытие и возврату не подлежат.
«Разумеется, очень приятно увидеть отреставрированную «Чайку» на улицах города, а еще приятнее прокатиться на ней. Но именно на старой «Чайке» и именно на отреставрированной. Штамповка же, которой собираются заняться наши автопроизводители, ни к чему хорошему не приведет», – говорит автомобилист со стажем Антон Хохлов.
Мнение автолюбилей полностью разделяют эксперты авторынка, которые называют такой сценарий развития отечественного автопрома неразумным, так как стандарты в автомире давно изменились.
«В настоящее время, когда ведущие мировые концерны тратят миллионы на разработку новых моделей автомобилей с повышенными характеристиками обтекаемости и эргономичности, воссоздавать устаревшие машины – это все равно, что в эпоху MP3 снова в массовом порядке начать производить граммофоны. Штучное производство таких «граммофонов» как «Чайка» или «Победа» в качестве машин представительского класса, – вполне приемлемо. Но ставить на конвейер эти бренды нельзя», – считает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская.