Крупные отечественные автопроизводители, в том числе и тольяттинский АвтоВАЗ, попросили премьер-министра России Владимира Путина ввести ограничения на продажу в стране автомобилей производства GM Uzbekistan – моделей Matiz и Nexia. Причиной, побудившей компании обратиться к экс-президенту, стали заградительные меры, которые ввел Узбекистан в отношении российских авто для поддержки местного производителя.
Несколько ведущих российских производителей автомобилей обратились в правительство РФ с просьбой ограничить на территории нашей страны сбыт авто производства GM Uzbekistan. Информация об этом появилась в открытых источниках в конце прошлой недели. Коллективное обращение на имя премьер-министра Владимира Путина подписали председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин, генеральный директор ОАО «Соллерс» Вадим Швецов и президент тольяттинского АвтоВАЗа Игорь Комаров. Предприятия указывают на то, что власти крупнейшей среднеазиатской страны Узбекистана препятствуют реализации продукции российских автозаводов.
В тексте письма говорится, что в начале этого года «полностью прекращена конвертация валюты для фирм, представляющих в Узбекистане российские автомобильные заводы, введен запрет на потребительское кредитование автомобилей иностранного производства, импортные автомобили облагаются дополнительным дорожным налогом правительством».
Поэтому, автозаводы решили нанести ответный удар, а именно – принять аналогичные меры в отношении «железных коней» GM Uzbekistan, ввозимых в Россию. Естественно, речь идет об автомобилях Daewoo Nexia и Daewoo Matiz, горячо любимых многими нашими автомобилистами.
Корпорацию Daewoo, название которой переводится как «Великая вселенная», основали в 1967 году. К середине 90-х она включала в себя более 30 крупных подразделений, производящих различную продукцию – от полупроводников и телевизоров до автомобилей и кораблей. В 1992 году на паритетной основе государственной узбекской компанией «Узавтосаноат» и Daewoo для сборочного производства легковых автомобилей было создано «УзДЭУ авто». Однако в 2002 году корейская компания обанкротилась, контрольный пакет акций «Дэу» приобрел завод General Motors и впоследствии создал компанию GM Daewoo Automotive and Technology (GM DAT). «УзДЭУ авто», в свою очередь, выкупил бренды обанкротившегося партнера – Nexia, Matiz и Damas, под которыми выпускала, соответственно, седаны, малолитражки и минивэны. В мае 2007 года правительство Узбекистана подписало с GM DAT стратегическое соглашение о сотрудничестве, предусматривающее модернизацию Nexia и Matiz, дальнейшую локализацию производства, и даже возможность производства на «УзДЭУ авто» новых моделей. А в марте 2008 года создано новое совместное предприятие GM Uzbekistan.
Сегодня эта компания находится в списке 10 самых продаваемых брендов в России и продолжает расширять рынки сбыта. За первые девять месяцев этого года предприятие увеличило производство автомобилей на 4%, до 144,6 тысячи автомобилей. В том числе произведено свыше 60 тысяч Nexia (23 275 проданы в России) и почти 50 тысяч Matiz (19 886 из них купили российские автомобилисты).
Именно на этом и решили «сыграть» российские автозаводы, которые предложили увязать конвертацию валюты за импортируемые из Узбекистана автомобили с конвертацией денежных средств за отечественные машины, экспортируемые туда, а также обложить узбекские авто дополнительным сбором.
К сожалению, в пресс-службах инициаторов обращения и «GM Узбекистана» от комментариев по этой теме отказались. Однако российские автопроизводители уверены в своей правоте и считают, что вести бизнес нужно честно.
«Это вполне нормальная реакция со стороны наших автозаводов. Если нас ограничили в продажах, почему бы и нам не сделать тоже самое? Это правильно, если торговать, то на равных условиях», – считает заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин.
Тем не менее, это не однозначная позиция всех работников отечественного автопрома. Есть мнение, что подобные меры лишь подчеркивают все «язвы и болячки» российского авторынка.
«Это неправильный подход к делу. Нужно играть честно, а не применять силовые приемы. Так никто в мире больше не делает. Когда у нас в стране ужесточили требования к импортным иномаркам, в ответ никто не поступил также – ни в Европе, ни в Америке. А мы показываем свою слабость таким образом, вместо того чтобы работать и становиться конкурентоспособными», – уверен лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев.
Бороться за покупателя следует не жесткими заградительными мерами, а с помощью грамотной ценовой политики. На сегодняшний день наши автомобили просто не соответствуют качеству иномарок, а стоят примерно столько же. Так считает продавец самарского автосервиса по обслуживанию Daewoo Юрий.
«Взять «Нексию» и «Приору». «Нексия» при полной комплектации стоит около 330 тысяч рублей, и такая же цена, по непонятным причинам, у «Приоры». Хотя любой, кто ездил на обеих этих машинах, скажет какая из них лучше. Нашим производителям пора снизить цену и задуматься о качестве автомобилей», – сказал автомобилист.