Президент России Дмитрий Медведев предлагает вернуться к схеме дорожных фондов, ликвидированных восемь лет назад. В то время дорожное строительство финансировалось за счет налоговых сборов с автомобилистов, акцизов на бензин и уплаты штрафов. Власти Самарской области полностью поддерживают инициативу главы государства.
С начала 90-х по 2000 год в России существовал Федеральный дорожный фонд. Его доходная часть формировалась из федерального налога на реализацию горюче-смазочных материалов, 25% налога на пользователей автомобильных дорог, акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и штрафов за неуплату акцизов с продажи легковушек российским автомобилистам. Эти деньги использовались на ремонт и содержание федеральных автотрасс, а также на строительство новых дорог и закупку техники.
Первого января 2001 года государство ликвидировало федеральный дорожный фонд и отменило налог на горюче-смазочные материалы. В течение нескольких лет власти уничтожили и региональные организации. Тогда критики, которые выступали против этого фонда, заявляли, что собранные деньги расходовались неэффективно и, по большому счету, разворовывались чиновниками.
Но несколько дней назад на совещании по экономическим вопросам президент РФ Дмитрий Медведев заявил о намерении вернуться к обсуждению возможности восстановления дорожного фонда. Ранее вопрос о воскрешении этого фонда поднимался на президиуме госсовета в Ульяновске.
«Я хотел бы, чтобы мы вернулись к этой идее и по-серьезному ее продумали, включая и возможность привязки этой идеи к конкретным источникам финансирования, таким как акцизы на бензин и транспортный налог. Нужно продумать, каким образом повысить эффективность и прозрачность администрирования и управления в этой сфере, потому что основные вопросы связаны с этим», – сказал Дмитрий Медведев.
Теперь до середины декабря президент будет ждать идей от правительства на эту тему. По информации федеральных СМИ, президент отметил, что мнения чиновников разделись: одни восприняли эту идею благоприятно, другие высказали категорический протест. Однако стоит отметить, что многие народные избранники никогда не забывали о дорожных фондах. Так, к примеру, в 2006 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил со следующим заявлением:
«Несколько лет тому назад был ликвидирован дорожный фонд, что нанесло очень серьезный ущерб строительству дорог в России. Если бы этот налог остался, то в нынешнем году мы бы имели 12 миллиардов рублей против трех миллиардов, которые у нас сейчас есть, – в четыре раза больше. Конечно, такая сумма позволила бы нам закончить строительство автодорог в Свердловской области. С ликвидацией фонда произошло изъятие налога на строительство дорог, который не был заменен другим доходным источником».
Еще раньше в 2004 году о необходимости возвращения фондов заявлял мэр Москвы Юрий Лужков. А спустя четыре года, в конце 2008 года, выступая в телеэфире, он сказал: «Если бы не ликвидировали дорожный фонд, то строительство четвертого транспортного кольца можно было бы осуществить раньше, и обошлось бы оно в 6-8 раз дешевле, чем сейчас».
Чиновники Самарской области полностью поддерживают своих региональных коллег и одобряют инициативу президента.
«Дорожные фонды позволяют четче планировать расходную и доходную части бюджета, и в итоге ремонтировать 300 километров дорог в год. Министерство согласно с тем, что фонды нужно вернуть», – сказала секретарь министерства транспорта, связи и автомобильных дорог губернии Надежда Кирьянова редактору сайта Doroga63.ru.
Более того, губернатор региона Владимир Артяков направил письмо на имя полномочного представителя президента РФ в Поволжском федеральном округе Григория Рапоты, в котором говорится о целесообразности возвращения дорожного фонда.
«У нас восемь тысяч километров дорог общего пользования, и их развитие является необходимым. Дорожные фонды позволят улучшить инфраструктуру губернии. Это можно сделать за счет транспортного налога, акциз на использование дизельного топлива, моторного масла и бензина», – указал глава региона в письме.