Программа «деньги за автохлам» все больше напоминает очередную профанацию. О некоторых неудобных моментах мы уже писали: так, она станет головной болью для дилеров, ведь получение 50 тысяч рублей за ваучер может занять до двух месяцев.
Но не все гладко и для автовладельцев. Государство планирует привлечь к программе существующие предприятия по утилизации машин, однако предвидит необходимость дополнительных инвестиций в отрасль. Поэтому в отличие от обычной утилизации, когда деньги за металлолом получает клиент, «Минпромторг» предложил обратную схему: пусть платит бывший владелец машины. Сумму смогут устанавливать сами предприятия по переработке лома, однако потолок пока ограничен тремя тысячами рублей (но может и подняться в ходе обсуждений).
Получается, что «народные инвестиции» в отрасль составят 0,6 миллиарда рублей. Сюда можно добавить стоимость самого металлолома из расчета 5 тысяч рублей на автомобиль – это еще миллиард. В некоторых случаях до 60% прибыли предприятий по утилизации автомобилей формирует перепродажа бэушных компонентов, тем более сдавать будут популярные модели вроде вазовской «классики» или «восьмерок», так что еще миллиард-другой наберется. В общем, для развития утилизационной отрасли проект действительно вполне перспективен, хотя есть опасность, что право принимать машины поделят между «своими». Да и шрёдеры покупать не будут: полученные деньги лучше «попилить», ведь даже если случится наплыв клиентов, проще увеличить емкость свалки, чем вкладываться в «хай-тек».
А если посмотреть глазами клиента? И без того небольшая компенсация уменьшилась на 6% – жалко. Да и просто обидно платить за право получить льготу, тем более «авансом»: сначала утилизируем, потом получаем ваучер.
Теперь вернемся к истокам: основная цель программы «деньги за автохлам» – стимулировать автомобильный рынок. Но если она сложна для дилеров и для клиентов, ожидаемого всплеска активности может и не наступить.
Внедрять компенсационную схему российские власти бросились после успешного опыта Германии и ряда других стран. Так, немецкие автодилеры в начале года фиксировали 40-процентный прирост продаж, что существенно поддержало автомобильную отрасль самой Германии и других стран. Однако немецкая и российская программы имеют ряд существенных отличий, и для удобства мы свели их в таблицу.
Сравнение программ компенсационных выплат за утилизацию автомобиля
* использованы цены дилеров в Германии и России соответственно
Уже который месяц мы бьемся над вопросом: почему не раздать деньги покупателям новых машин просто так? Звучит абсурдно, но если задуматься...
В России есть завод, который загибается без заказов, и есть автомобилисты, которые хотят купить недорогие машины. Государственная скидка в 50 тысяч рублей на новые «Лады» стала бы хорошим стимулом для покупателей, а 200 тысяч дополнительных заказов АвтоВАЗу – это, возможно, спасение для предприятия, находящегося между жизнью и смертью. Считайте сами: 200 тысяч машин – это примерно 40 миллиардов рублей для завода и его дилеров.
Если же добавить к программе 25 миллиардов, выделенных тольяттинскому автогиганту в первой половине года, да еще 50 миллиардов, о которых судачат сейчас, АвтоВАЗ работал бы в три смены еще года полтора. Завод получил бы деньги не только на текущую жизнедеятельность, но и на развитие, тем более что в его распоряжении уже есть платформы Renault.
Ах да! Правительственная программа, якобы, избавит нас от старых неэкологичных машин. Но даже если она сработает, утилизировать удастся максимум 1% из 19,6 миллиона автомобилей старше 10 лет, зарегистрированных в России. Капля в море.
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ