Государство готовится к созданию еще одного альянса отечественного и иностранного автопроизводителей. Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко пояснил, что партнерство планируется построить по аналогии альянса АвтоВАЗа и Renault-Nissan. Основными претендентами на объединение называют Fiat и Sollers, General Motors и группу ГАЗ, а также Hyundai-Kia с «ИжАвто», Автотором и ТагАЗом.
Предполагается, что альянс будет создан на базе российского предприятия с полным циклом производства. Цель – объединить полноценные предприятия, имеющие опыт работы на всех стадиях от инжиниринга до создания основных узлов и агрегатов, способные производить сотни тысяч машин.
«В любом альянсе с одной стороны всегда участвует более сильное предприятие, которое имеет какие-либо ноу-хау, новые технологии. С другой стороны – предприятие, обладающее, как правило, широко развитой сетью сбыта и производственными площадями, – объясняет исполнительный директор Ассоциации автодилеров Челябинска Александр Рулевский. – Сильная сторона получает дешевый вход на рынок, а слабая – новые технологии. Возьмем для примера альянс АвтоВАЗа и Renault. Если бы АвтоВАЗ взялся самостоятельно разрабатывать модель автомобиля такого плана, как у Renault, то он вгрохал бы в это неимоверное количество денег. В тоже время Renault замучился бы создавать сеть сбыта такую, как у АвтоВАЗа. Альянс позволяет осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. При этом в результате объединения всегда получается более дешевый продукт».
«В конечном итоге все решают деньги. Хорошо, конечно, что Европейские автопроизводители приходят к нам, но действуют они так, как выгодно для бизнеса», – считает председатель профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко.
Газета «Коммерсант» со ссылкой на главу департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова сообщает: «Есть идея построить игрока с объемом производства три миллиона автомобилей в год, которая может быть реализована только при закрытом рынке с пошлинами в размере 80-90%».
Весьма амбициозные планы, если учесть, что даже в самые успешные докризисные годы общий объем производства автомобилей в России не превышал полутора миллионов в год (смотрите динамику производства автомобилей после текста). Предстоит совершить чудо не только в производстве, но в первую очередь на рынке сбыта и спросе на новые автомобили. По данным Минпромторга, в 2009 году падение авторынка составило 59,2% относительно прошлого года. В итоге с января по октябрь продано всего 1 221 300 автомашин (для сравнения: в 2008 всего продано 3 333 000 автомобилей).
На протяжении всего года правительство РФ неустанно думало о поддержке российского автопрома: многомиллиардные субсидии, увеличение ввозных пошлин на автомобили и программа льготного кредитования. Пока все эти меры вызывают много критики, но об их эффективности или провале говорить рано, картина их совокупного влияния на рынок прояснится гораздо позже. На подходе новые программы защиты российского автопрома – 50 тысяч рублей за утилизированный автохлам и возможность приобретать автомобиль на средства материнского капитала.
И вот теперь как о еще одной из мер развития отечественного автопрома можно говорить о скором создании очередного альянса российского и иностранного автопроизводителей.
«В ближайшее время альянс увидит свет», – обещает Виктор Христенко, однако конкретные договоренности ни с одним из зарубежных автоконцернов пока не достигнуты.
Динамика производства легковых автомобилей в 2005–2009 гг. (тыс. штук)
Рынок легковых автомобилей с января по октябрь 2009г. (тыс. штук)
Рынок легковых автомобилей с января по октябрь 2009 г. (тыс. штук)
Данные предоставлены Министерством промышленности и торговли России
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ