Минпромторг РФ уточнил основные параметры программы утилизации подержанных автомобилей. Программа будет запущена 8 марта 2010 года на всей территории России. Это решение было принято в ходе встречи премьер-министра РФ Владимира Путина с главой Минпромторга Виктором Христенко. В этом году федеральный бюджет выделит на реализацию программы 11 млрд рублей.
Глава Минпромторга РФ Виктор Христенко сообщил, что уточнены некоторые параметры программы утилизации автомобилей. В частности, помимо 10 млрд рублей, заложенных в федеральный бюджет на выплату субсидий гражданам на приобретение нового автомобиля, дополнительно выделяется 1 млрд рублей на покрытие транспортных расходов организаций, которые будут направлять старые автомобили в пункты утилизации. Кроме того, если ранее пилотный проект по утилизации автомобилей старше 10 лет планировалось запустить в 19 российских регионах, то теперь программа будет работать на территории всей страны.
С помощью субсидии в размере 50 тыс. рублей может быть приобретен новый автомобиль, который выпущен на территории России. При этом Христенко подчеркнул, что речь идет не только о традиционных российских брендах, но и об иномарках, которые выпускаются в России (при условии выхода предприятия на полномасштабное производство или при наличии соответствующих обязательств). «Мы рассчитываем, что по этой схеме будут доступны для приобретения 60-65 моделей», - сказал министр.
Виктор Христенко также отметил, что самым сложным в данном эксперименте является создание системы утилизации. Предполагается, что на территории России будет открыто примерно 15 пунктов утилизации. По мнению главы Минпромторга, «за счет схемы доставки мы сумеем вовлечь в этот эксперимент достаточное количество владельцев транспортных средств».
Бюджет утилизационной программы на 2010 год рассчитан на выплату бонусов 199 тыс. автовладельцев. По оценкам экспертов, это около 14% от прогнозируемого объема продаж в наступившем году (1,47 млн машин). По данным агентства «Автостат», под действие утилизационной программы в России попадает 19,6 млн легковых автомобилей старше 10 лет, или 56,9% всего автопарка страны (34,4 млн машин).
Эксперты уверены, что в первую очередь программа поможет традиционным российским автопроизводителям. «Сумма в 50 тыс. рублей для покупателей Mercedes или BMW несущественна, а вот, например, поклонники вазовской «классики» благодаря программе смогут сэкономить почти треть от стоимости новой машины», - рассуждает директор консалтинговой компании «Бизнес плюс» Иван Калинин. «Сложно сказать точно, какая доля из предполагаемых 200 тыс. машин придется на продукцию «АвтоВАЗа», но это однозначно будет существенная часть, - считает заместитель директора агентства «Автостат» Сергей Удалов. - По нашим оценкам, Lada может рассчитывать на 40-50% от общего числа. Скорее всего, в программе примут участие не очень обеспеченные люди, у которых есть старые машины. Именно они в основном и являются потребителями продукции Тольяттинского завода. Из иномарок на продажи по этой программе могут рассчитывать только бюджетные модели типа Renault Logan».
Увеличить госзаказ
Еще одной мерой поддержки автопрома станет расширенная программа госзакупок произведенных в нашей стране автомобилей. Российские регионы в 2010 году получат на эти цели из федерального бюджета 10 млрд рублей. «Субсидии предоставляются министерством регионального развития Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по закупке автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, грузоперевозок, а также по закупке коммунальной техники», - говорится в постановлении правительства. Ранее сообщалось о намерении властей России выделить в 2010 году на поддержку отечественного автопрома 33,5 млрд рублей. Из этой суммы 20 млрд рублей пойдет на закупку автотехники для госнужд.