Многие начинающие автомобилисты ошибочно полагают, что покрасить машину не труднее, чем, например, забор на даче. На самом деле это целая наука, которая не так проста в освоении, как это кажется на первый взгляд. Поэтому темой нашего сегодняшнего разговора станет кузовная окраска.
Обработка кузова
Потребность покрасить автомобиль возникает у водителей довольно часто. Вот некоторые из наиболее типичных ситуаций: машина повреждена в результате дорожно-транспортного происшествия, на поверхности появилась коррозия, автомобилист хочет ее продать или просто сделать цвет более модным. Если у вас появилось такое желание, то придется раскошелиться на кругленькую сумму, и будет обидно, если краска продержится недолго и ваши деньги будут потрачены зря. Поэтому отдавая «железного коня» в мастерскую или собираясь лично стать маляром, выясните, из чего складывается качественная покраска.
При поверхностном ремонте автомобиля, необходимо использовать материалы одной фирмы. Если использовать компоненты разных производителей, то в итоге они могут оказаться не совместимы и новое покрытие не прослужит долго, поскольку в результате химических реакций утратит цвет и свойства. Особенно нетерпимы к инородным компонентам быстросохнущие при комнатной температуре акриловые эмали.
Чтобы покрытие не теряло внешнего вида в течение долгого времени и хорошо предохраняло поверхность автомобиля от коррозии, следует пройти пять стадий обработки кузова:
первичная подготовка поверхности – удаление загрязнений, мойка шампунями;
обезжиривание – удаление битумных пятен, следов смазок;
шлифование – удаление старой краски, следов коррозии;
антикоррозийное покрытие – первичное и вторичное грунтование;
нанесение эмали и лака.
С удалением грязи и жирных пятен у вас не должно возникнуть сложностей. А вот уже к третьему следует переходить со знанием дела. Современные абразивные материалы пластичны, поскольку выполнены на основе латекса, а в качестве абразива используются карбид кремния и диоксид алюминия. Для подготовки поверхности к грунтованию и покраске достаточно пять размерностей абразивной бумаги. При последовательной обработке разница «номеров» бумаги не должна составлять более 100 единиц. В противном случае может возникнуть просадка материала, и спустя несколько месяцев на поверхности покрытия появятся полосы.
В случае если деталь повреждена, для выравнивания поверхности кузова потребуется грунтовка. Вмятину необходимо очистить до металла, нанести пятно шпатлевки, чтобы обеспечить плавный переход поверхности перед нанесением грунта. Затем это место следует зашлифовать абразивом. Для усиления стойкости покрытия перед нанесением акриловых грунтовок можно ввести дополнительные укрепляющие грунтовки. Существует три этапа грунтовки. Первый – фосфатирование металла, препятствующее развитию коррозии. На втором этапе используют выравнивающие грунтовки, которые обеспечивают сглаживание микроскопических дефектов подложки и создают идеальную поверхность перед нанесением лаков и эмалей. Последний этап обеспечивает товарный вид покрытия. Для того чтобы в области колес, порогов покрытие было наиболее качественным, применяется специальная мастика. После всего этого деталь готова к нанесению эмали. Для работы вам не понадобятся кисти. Промышленность позаботилась о том, чтобы сделать процесс покраски наиболее комфортным, и выпускает предназначенные для этих целей распылители краски Сегодня выпускается три вида краскораспылителей:
Высокого давления (5-6 атм.). Недостатком таких распылителей является так называемый «унос» материала. Потери краски могут составлять 40-60%.
Среднего давления. В этих распылителях давление на входе и давление головки – разные. Поэтому для работы годится любой компрессор, краска расходуется достаточно экономно, обеспечивая хорошее качество покрытия.
Пониженного давления (2-2,5 атм.). Такие распылители позволяют экономно расходовать краску, поскольку напор струи невелик. Однако для работы с ними потребуется мощный и, значит, крупногабаритный компрессор, а качество нанесения эмалей невысокое.
Существует два варианта красочных покрытий: однослойные (простые) и двухслойные (с эффектом металлика, перламутра, который создается благодаря содержанию в краске частичек слюды).
Сушка и ее виды
При выборе краски следует обратить внимание на то, при какой температуре она сохнет. Некоторые виды продаются только в комплекте с отвердителями. Качественное покрытие при использовании таких красок можно получить только при сушке в 80 градусов. Однако продаются и эмали специальной воздушной сушки, которые полноценно высыхают при температуре 20 градусов без сушильной камеры.
Сушка бывает нескольких видов:
Традиционная – в камерах, за счет высокой температуры нагрева.
Ультрафиолетовая – минусом здесь является разная степень высыхания краски: верхний сохнет быстрее, чем внутренние.
Инфракрасная сушка – излучение проникает внутрь и обеспечивает быструю и равномерную сушку.
Для работы в гараже применяются малогабаритные сушилки. Но они хороши для локального использования на небольших площадях поверхности. Ни в коем случае не сушите пластик! При высокой температуре он дает усадку. Если вы применяете акрил, то для высыхания краски достаточно температуры 20 градусов.
После сушки поверхность полируется. Затем наносится акриловый лак и вновь производится сушка. Дефекты: пыль, капельки краски и влаги – устраняются полировкой специальной тонкоабразивной пастой.
Если вашему кузову требуется косметический ремонт, для этого существуют аэрозоли. Благодаря им можно осуществить все стадии качественного ремонта поверхности: и грунтовку, и нанесение однослойных покрытий, и покрытие металликом и перламутром. Для подкраски выпускаются небольшие баллончики, позволяющие работать с царапинами.
Покраска в автосалоне
Если вам лень делать все вышеперечисленное самому, то можете обратиться в автосалоны, где всю работу сделают специалисты. Стоимость покраски автомобиля определяется непосредственно на месте, так как, не видя машины, сложно судить о ее состоянии и характере повреждений.
«При беглом осмотре автомобиля специалист, конечно, может сказать примерную стоимость покраски. Но, бывает так, что в последствии в машине обнаруживаются скрытые дефекты, и цена увеличивается, – говорит начальник кузовного участка самарского «Автоцентра на Заводском» Максим Пискурев. – Поэтому о конкретных суммах говорить сложно. У нас примерная стоимость покраски одной детали иномарки начинается от семи тысяч рублей».
Стоимость может варьироваться также в зависимости от различных факторов. Например, цена может быть снижена за счет локальной покраски деталей кузова машины (часть капота, крыла двери, бампера с точным подбором цвета и переходом на неокрашенную деталь); оставления на своих местах при покраске автомобиля: ручек, дверей, молдингов и декоративного обвеса кузова, которые окрашиваются в цвет кузова авто; а также неокрашиваемых бамперов и так далее.
Правда, как отмечает Максим Пискурев, в последнее время клиенты редко приезжают за этой услугой.
«В 90% случаев мы работаем со страховыми службами. Обычно красить приходиться только поврежденную часть. Полная покраска в сегодняшних условиях волнует единицы», – утверждает специалист.