Ученики самарских автошкол будут сдавать экзамены по старинке. Генеральная прокуратура РФ приказала ГИБДД отозвать собственную методику экзаменации водителей, предусматривающую автоматизацию процесса. Надзорное ведомство приняло такие меры по просьбам многочисленных автошкол, которым новые методы Госавтоинспекции показались сомнительными. Самарские преподаватели остались довольны решением надзорного ведомства.
Не первый год власти говорят о том, что существующую систему подготовки водителей и приема экзаменов необходимо изменить. Пять лет назад президент Владимир Путин назвал процесс получения прав «поставленным на коммерческий поток» и поручил Госавтоинспекции усовершенствовать его. Через четыре года, в 2009-ом, новый глава государства Дмитрий Медеведев вновь обратил внимание гаишников на «дефицит квалифицированных преподавателей, слабое техническое оснащение автошкол, недобросовестный подход к экзаменам и отсутствие какой-либо ответственности за подготовку выпускников». Президент также упомянул о том, что более трети нарушений совершают автомобилисты, недавно получившие права. Тогда же 17% водителей в анонимных опросах признались, что свои удостоверения просто купили. Осенью прошлого года Медведев поручил МВД и Министерству образования и науки подготовить предложения по внедрению современных методик, чтобы экзамены на вождение были более точными.
В Госавтоинспекции выполнили поручения президента и разработали новые требования к автошколам, а также новые методы экзаменовки. Правда, выработанная ведомством методика оказалась для большинства автошкол просто невыполнимой.
Дело в том, что она подразумевала лицензирование только тех автошкол, у которых в наличии имеется автоматизированный автодром с прилагающимся к нему перекрестком, железнодорожным переездом и светофором. Эти площадки предполагалось оборудовать системами автоматической видеофиксации экзаменационного процесса, к записям которых должна была иметь доступ ГИБДД. Кроме того, в рамках методики планировалось применение специального устройства «Психокомплекс» для контроля психического состояния будущих автомобилистов.
Многие автошколы данные нововведения шокировали. Они обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой исключить некоторые пункты методики. В ноябре 2009 года ФАС частично удовлетворила прошения автошкол. Однако в отношении «автоматических автодромов» и «систем видеоконтроля» все осталось без изменений. Методика была принята Госавтоинспекцией летом и должна была вступить в силу в 2011 году. Причем в отдельных регионах, располагающих подходящей технической базой, новые экзамены разрешалось вводить досрочно. В итоге автошколы обратились в Генпрокуратуру с просьбой начать проверку экзаменационной методики ГИБДД.
«Жалобы автошкол вполне обоснованы. В Самаре есть всего одна школа с автоматизированным автодромом, и получается, что она получила всех клиентов. Естественно, для предпринимателей, которые вкладывают деньги в свои автошколы, – это не приемлемо. К тому же лично я сомневаюсь, что качество обучения могло сильно улучшиться со всеми «системами видеоконтроля» и другими нововведениями», – считает президент некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов в сфере БДД «Автоклуб Самара63» Татьяна Васильева.
Генпрокуратура пошла навстречу автошколам и заключила, что методика есть не что иное, как нормативный правовой акт, который ГИБДД не может принимать самостоятельно. Сперва Госавтоинспекция должна зарегистрировать документы в Министерстве юстиции, затем получить правительственное одобрение и дальше по стандартной бюрократической цепочке.
Эта история закончилась тем, что ГИБДД по требованию Генпрокуратуры РФ разослала по своим подразделениям официальные письма об отзыве методики проведения квалификационных экзаменов. Таким образом, попытка ГИБДД модернизировать систему обучения водителей не удалась. Представители самарских автошкол решением Генпрокуратуры остались довольны.
«Я всегда была против автоматизированных автодромов. Как может человек научиться ездить хорошо не в городе, а на специальных площадках? Или, к примеру, как можно живого психолога заменить на какое-то устройство? Это неправильно, и ничего толкового из подобной методики получиться не могло», – уверена директор «Самарской Автошколы» Наталья Лебедева.
В УГИБДД Самарской области сложившуюся ситуацию пока никак не комментируют.