«Куда прешь?! Права купил что ли?» - обычно так кричат вслед «зеленым» водителям, нарушающим правила. По статистике, немалая часть ДТП в Самаре происходит по вине автолюбителей с небольшим стажем вождения. Есть мнение, что виной тому - слабая подготовка начинающих водителей в автошколах. «Чайники» выезжают на улицы большого города, не чувствуя своей машины и дорогу. Поделился своим взглядом на эту проблему сотрудник автоинспекции.
О том, как учат в самарских автошколах и какие нововведения появились в этом году в системе обучения вождению и при сдаче на права, «Репортеру» рассказал начальник экзаменационного отделения РЭО ГИБДД УВД Самары майор Фарид Ахмадуллин.
- Нам известно, что в прошлом году инспекция проверила самарские автошколы. Можете по итогам проверки назвать самую лучшую и худшую автошколу города?
- В начале 2009 года в городе было зарегистрировано 35 автошкол. После проверки пять школ были закрыты из-за отсутствия лицензии или из-за большого количества нарушений. Худшей оказалась автошкола при общеобразовательной школе №81, там даже машин не было. А лучшей автошколой по количеству получивших права с первого раза водителей стала СДЮСТШ РОСТО. Из 204 ее курсантов каждый десятый сдал на права с первого раза, и ни один выпускник этой школы за год ни разу не попал в ДТП.
Справка
Девушки лучше сдают теорию, в отличие от парней
- Какие основные изменения произошли в этом году в системе обучения в автошколах и при сдаче экзаменов?
- Уменьшилось количество часов, которые отводились на теорию (106 вместо 200). За счет этого больше стало практических занятий (50 часов вместо 36). Из билетов убрали вопросы по устройству и техобслуживанию автомобиля, так как водителю-любителю это необязательно знать. Мы стараемся акцентировать внимание курсантов на медицинской подготовке, правилах дорожного движения и на законодательстве. Что касается платы за обучение, то она колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. В зависимости от оснащения автошколы. Отменены госпошлины за сдачу экзаменов (до этого платили 160 рублей). Можно пересдавать каждую неделю. Отметка за теорию действительна в течение трех месяцев. Если за это время курсант не успевает сдать практику, он возвращается в автошколу.
- А требования при сдачи экзаменов ужесточились?
- Если раньше курсант мог допустить незначительные ошибки и при этом получить права, то сейчас малейший недочет и в теории, и в практике грозит ему пересдачей. Нас порой обвиняют, что мы заваливаем на экзаменах. Это не так. Мы просто хотим, чтобы курсанты вышли из автошколы подготовленными, и даже идем им навстречу. Сейчас курсант может сдавать экзамен на том автомобиле, на котором учился, и со своим инструктором. Раньше такого не было. Кстати, нововведения, которые появились в прошлом году, уже дали результат. Если в 2008 году в Самаре произошло 179 ДТП с участием неопытных водителей, то в 2009-м их было на 24 меньше.
Справка
Сейчас малейший недочет и в теории, и в практике грозит пересдачей
- Не секрет, что готовность курсанта к экзамену напрямую зависит от квалификации его наставника. Каковы критерии отбора для инструкторов автошкол?
- У инструктора должен быть стаж вождения не менее трех лет и свидетельство о прохождении курсов мастера производственного обучения. Каждые три года инструктор пересдает на лицензию и на повышение квалификации.
- На заднем стекле машин, которыми управляют «молодые» водители, сейчас появляется восклицательный знак на желтом фоне. Чем он отличается от привычного знака «У»?
- Он предупреждает, что за рулем неопытный автолюбитель со стажем вождения менее трех лет. Этот значок приклеивают по желанию, за его отсутствие не штрафуют. Но без него водитель не сможет пройти техосмотр. И вообще, я рекомендую начинающим водителям приобрести такую наклейку. Как правило, на дорогах к «молодым» относятся с пониманием. Хотя, увы, есть и такие, на которых этот знак действует как красная тряпка на быка.
Справка
Курсант не научится водить, если инструктор постоянно нажимает за него педали
- Есть мнение, что желательно начинать учиться водить как можно раньше. Якобы реакция у молодых людей лучше, они лучше ориентируются на дороге. Другие считают, что начинающие автолюбители зрелого возраста не лихачат, у них спокойный стиль вождения...
- Я считаю, что все индивидуально. Конечно, молодежь быстрее усваивает какие-то технические моменты, но взрослые водители водят аккуратнее. В прошлом году у нас училась пенсионерка. Машина досталась ей от мужа, и в память о нем она решила получить права. Она на отлично сдала экзамены и очень аккуратно водит. Не попала ни в одно ДТП. Девушки лучше сдают теорию, 90% - с первого раза, в отличие от парней. Первый год все, как правило, ездят осторожно, а потом начинают гонять.
- По каким причинам чаще всего попадают в ДТП начинающие женщины-водители и мужчины?
- Первые в основном из-за невнимательности и рассеянности. Еще девушки в экстремальных ситуациях часто теряются и не могут справиться с управлением. Мужчины же как правило попадают в ДТП, превышая скорость и пытаясь проскочить на желтый.
Aвтор: Юлия Волкова