Программа льготного кредитования была утверждена постановлением правительства РФ в марте 2009 года, а фактически начала работать в апреле. Ее суть заключается в том, что правительство субсидирует снижение ставки автокредита на величину 2/3 ставки рефинансирования (в настоящее время 8,5%), если речь идет о покупке нового отечественного автомобиля, соответствующего критериям, которые установлены Минпромторгом.
По правилам программы льготного автокредитования максимальная стоимость автомобиля должна составлять до 600 тыс. рублей, минимальный первоначальный взнос – 15%, срок выдачи кредита – до 36 месяцев.
В список машин, которые можно приобрести по льготной программе, входят 50 моделей, в том числе почти все легковушки «АвтоВАЗа» (включая Chevrolet Niva, которую завод выпускает в парт-нерстве с General Motors), семь моделей «ГАЗа», восемь моделей «УАЗа», а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Hyundai Accent. Общий объем программы на 2009-2011 годы составляет 6 млрд рублей. Это позволит продать по льготным кредитам 160-180 тыс. автомобилей.
С начала года большинство банков прекратило выдачу льготных автокредитов, поскольку кабинет министров РФ формально не продлил действие программы на 2010 год. Планировалось, что программа возобновится в середине января, однако премьер-министр Владимир Путин подписал постановление лишь 4 февраля. Одним из первых ее возобновил «Сбербанк».
Перспективы хороши
Программа послужила приятным бонусом для банков, рассуждают эксперты. «Банки, участвовавшие в программе льготного кредитования, помимо получения денег из бюджета получали и средства от граждан, которые оплачивали свои машины, и этот денежный поток был существенным, – говорит ведущий эксперт УК «Финам-менджмент» Дмитрий Баранов. – В условиях подорожавших межбанковских кредитов средства от граждан явились существенным подспорьем для многих банков». Программа пользовалась популярностью и у граждан, добавил Баранов. Правда, кардинально проблему с рынком автокредитования в стране она не решила, рассуждает заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Программа субсидирования ставок помогла несколько оживить рост (65 тыс. выданных кредитов), но кардинально проблему не решила и решить не могла, – считает Удалов. – Как одна из мер по стимулированию спроса, она продолжит работать и вкупе с другими мерами (утилизационные бонусы) поможет увеличению спроса, особенно на бюджетные автомобили».
В этом году планируется выдать более 100 тыс. льготных автокредитов, прогнозировал министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Эта задача вполне выполнима, полагает Дмитрий Баранов. «На это будет работать и постепенное преодоление кризиса в экономике, и приобретенный в течение 2009 года опыт работы программы, в результате чего весь механизм и порядок действий отработаны», – отмечает эксперт.
Самарские банки в конце февраля возобновили выдачу льготных автокредитов. Эта программа, позволяющая брать автомобили в кредит по ставкам 7-9% годовых, была приостановлена в начале года: в правительстве страны не успели вовремя подписать все необходимые документы.
Aвтор: Антон Утехин