Госдума отклонила законопроект с поправками в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», подготовленный депутатами от ЛДПР. Не получивший одобрение парламентариев законопроект должен был в некоторой степени упростить жизнь водителям, которые управляют чужими машинами по доверенности.
Суть идеи заключалась в том, чтобы вообще ликвидировать лишнюю, по сути, бумагу. Список лиц, имеющих право на управление конкретным автомобилем, и без того указан в полисе ОСАГО. К чему тогда лишняя макулатура?
Еще одним косвенным поводом для появления такого законопроекта стали штрафы: по действующим «расценкам» отсутствие у водителя доверенности тянет на 100 рублей, в то время как отсутствие страховки – на все 300.
В ГИБДД России, впрочем, идею одобрили, но вместе с тем признали, что время для подобных нововведений еще не настало.
«Отмена рукописной доверенности – это перспективное направление, нужно внимательно проработать этот вопрос, – цитирует «Коммерсантъ» слова заместителя начальника ГИБДД РФ Владимира Кузина. – Может быть, мы придем к нему через год или два».
Исключение предлагалось сделать для обладателей страховки, в которой указано, что машиной могут управлять «неограниченное число лиц»: такие полисы в основном приобретают юридические лица для служебных автомобилей. В остальных же случаях полис ОСАГО должен был бы заменить «прочие документы, подтверждающие право управления», то есть письменные доверенности.
Однако депутаты Госдумы усмотрели в законопроекте ряд недостатков. Во-первых, требования к наличию доверенности существенно снижают риск неправомерных операций с автотранспортом. Другими словами, угонщик не может прийти в отделение ГИБДД и, предъявив страховой полис, снять машину с учета или перепродать ее. Сейчас для таких действий и простой доверенности недостаточно: необходимо нотариальное заверение документа. Собственно, изначально вся эта бюрократическая волокита и была задумана как средство противодействия автоугонам. И хотя разработчики «забракованного» законопроекта предусмотрели подобные случаи, думское большинство это все равно не устроило.
Но время-то идет. Двадцать первый век уж на дворе. Проверить водителя по базе данных ГИБДД – дело трех минут. Но на сегодняшний день далеко не все подразделения Госавтоинспекции оснащены устройствами, позволяющими «на лету» определить возможного угонщика или мошенника. Что уж говорить о патрульных экипажах: нанотехнологии еще только-только поступают на вооружение ГИБДД.
Сейчас водители должны предъявить остановившему их инспектору следующие документы: водительские права, ПТС и полис ОСАГО. Если машина принадлежит третьему лицу – еще и доверенность. В идеале все это должно быть заменено одним-единственным документом, но до этого еще далеко.