МВД опубликовало проект инструкции о порядке работы телефонов доверия в региональных подразделениях УВД, ГУВД и ГИБДД. Новый регламент вводит единые правила для приема, регистрации и обработки сообщений, поступающих от граждан.
В инструкции сотрудникам органов разъясняется, что делать с поступившей информацией. Здесь прописаны этапы регистрации, проверки данных и самое главное – кто и за что будет нести ответственность. Авторы проекта, в том числе и сам Нургалиев, уверены, что подобные меры помогут отладить оперативное реагирование на конфликтные ситуации и положительно сказаться на взаимодействии граждан с теми же инспекторами ДПС.
Отметим, что до сих пор четкого регламента о работе горячей линии, закрепленного на бумаге, попросту не было. В отделениях ГИБДД работали диспетчеры, которые принимали звонки и передавали сведения «куда следует». Как контролировать поток информации и следить за исполнением работы по каждому обращению, кто будет нести ответственность за важный пропущенный звонок – все это подчинялось внутреннему режиму подразделения. Теперь же есть инструкция, правда, она не предполагает кардинальных перемен, а лишь расставляет акценты и оглашает предписания. Тем не менее, нововведения есть.
Во-первых, речь идет именно о службе доверия с круглосуточным режимом работы и дополнительными консультационными услугами. То есть вы можете обратиться со своей «дорожной» проблемой в ГИБДД и не просто высказать недовольство, но и получить информацию о законности или незаконности действий инспекторов. Здесь же предоставят все координаты отделений Госавтоинспекции, куда вы можете обратиться по своему вопросу лично. «Если наше решение по жалобе не устраивает, гражданин имеет полное право пойти в вышестоящие инстанции или в суд с опровержением», – уточняет Виктор Хайрулин.
Основные изменения затронули процедуру рассмотрения обращений. Теперь все «диспетчерские» ГИБДД будут иметь телефоны с определителем номера и устройствами для записи телефонных разговоров. Эти меры позволят не упустить важную информацию и осуществлять контроль над исполнением. Такие записи регулярно будет прослушивать начальник отдела опять же для отслеживания процесса и отчетности. К тому же храниться каждая из них должна не менее 30 суток, чтобы обеспечить доказательства в случае длительного рассмотрения заявки или особой сложности ситуации. О поступивших звонках дежурный пишет рапорт и докладывает своему начальнику, который, в свою очередь, решает, направлять заявление на проверку или нет. Итог зависит от того, есть ли реальные признаки дисциплинарного проступка или факты, подтверждающие происшествие. О любом решении сотрудники должны сообщать обратившемуся с законным обоснованием резолюции.
В отдельных случаях информация передается в отдел собственной безопасности. Это касается анонимных сообщений о правонарушениях самими сотрудниками органов внутренних дел. Кстати, только такие звонки от анонимов сотрудники ГИБДД готовы рассматривать, в остальном же порядок не меняется – имя и фамилия обратившегося должны называться.
Пока все эти попытки министерства навести порядок в своих рядах оцениваются весьма скептически. «Это простая смена почтового ящика. Нет принципиальной разницы, кто будет принимать жалобы. Главное – как с ними будут работать, – считает президент коллегии защиты прав автомобилистов Виктор Травин. – Сейчас 92% жалоб остаются без удовлетворения, якобы ввиду неподтвержденных фактов. Кроме того, звонки во многих отделах принимаются до шести вечера, причем от случая к случаю. И отношение к ним вряд ли изменится».
Хотя даже попытки упорядочения имеют смысл. Когда определены ответственные лица, которые несут конкретные наказания за неисполнение обязательств, тогда дело начинает сдвигаться с мертвых точек.
«Это шаг к цивилизованному обществу. Жаль, что подобный проект опубликован сейчас. а не 10-15 лет назад, ведь большое количество преступлений остается нераскрытыми. Будем надеяться, что эти меры помогут изменить мнение общества о правоохранительных органах в лучшую сторону. Теперь вероятность ложных сообщений будет меньше, и милиция сможет быстрее реагировать на важные сообщения», – считает адвокат Союза защиты прав автомобилистов Алишер Захидов.
Главная проблема – наладить этот спрос с ответственных сотрудников. Если работа телефонов доверия будет действительно организована на принципах заинтересованности, с опытными инспекторами, несколькими телефонными линиями и оперативной службой рассмотрения жалоб – только тогда от всех этих инструкций будет толк.
Высказать свои предложения и замечания по работе инспекторов состава ГИБДД (невыполнение своих прямых обязанностей, превышение служебных полномочий, совершение других противоправных действий) вы можете по телефонам доверия: (846) 340-01-02 (УГИБДД Самарской области), (846) 951-91-21 (ГИБДД Самары).