Администрация Самары пытается добиться компенсации выпадающих доходов для нерентабельных транспортных предприятий города. В этом году, по мнению мэра Тархова, льготные поездки граждан обойдутся городу и перевозчикам в 830 миллионов рублей.
Постановлениями правительства Самарской области от 2 февраля 2005 года и от 20 июня 2008 года определено, что оплата проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте на территории региона для отдельных категорий граждан может осуществляться с использованием единого социального проездного билета (ЕСПБ) или социальной карты жителя губернии. Статья 790 гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда правовыми актами установлены льготы по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Вместе с тем, по данным городского управления информации и аналитики, в прошлом году субсидии самарским перевозчикам из областного бюджета и федеральной казны составили 66,9 миллионов рублей при потребности в 460,2 миллионов рублей. То есть, по мнению чиновников мэрии, перевозчики недополучили компенсации за выпадающие доходы на общую сумму в 393,3 миллионов рублей, что не самым лучшим образом отразилось на их финансовом положении.
В связи с этим глава города Виктор Тархов написал письмо губернатору Самарской области Владимиру Артякову и председателю губернской думы Виктору Сазонову с просьбой помочь деньгами.
«...Прошу предусмотреть в бюджете Самарской области 2010 года потребность в компенсации выпадающих доходов транспортных организаций Самары от перевозок граждан по социальным картам и по ЕСПБ на городских маршрутах, на садово-дачные массивы и на мероприятия по замене ЕСПБ на пластиковые карты жителя Самарской области в размере 830,9 миллионов рублей», – пишет Тархов.
Эту сумму в мэрии подсчитали с учетом нескольких факторов. Во первых, администрация собирается до 1 октября этого года заменить ЕСПБ на социальную карту с подключением транспортного приложения. Практика внедрения соцкарт показала, что в среднем на одного пассажира приходится около 55-60 поездок в месяц. С учетом этого, расчетный объем в компенсации выпадающих доходов в 2010 году по социальной карте составит 196,1 миллионов рублей, по ЕСПБ 583,5 миллиона. На мероприятия по замене ЕСПБ на пластиковые соцкарты потребуются дополнительные деньги в размере 20 миллионов рублей.
Во-вторых, мэрия отмечает, что ежегодно организовывается работа по перевозке граждан на садово-дачные массивы (СДМ) по тарифам ниже себестоимости. При этом выпадающие доходы автотранспортных организаций на данных перевозках в 2010 году составят 31,3 миллиона рублей.
Ситуацию прокомментировал директор МП «Трамвайно-троллейбусное управление» Юрий Буянов: «Проблема стоит чрезвычайно остро. По нашему предприятию, в 2008 году мы получили субсидии в размере 34 миллионов рублей, в 2009 году – только 17 миллионов. При этом число льготников, которых мы перевозим не уменьшается, цена на электричество возрастает. Из-за недофинансирования в прошлом году наше предприятие сработало в убыток. Мы стараемся решить этот вопрос в судебном порядке – состоялось уже два заседания, однако, решения до сих пор не принято, – говорит глава МП «ТТУ». – Несмотря на все возникшие сложности мы продолжаем и будем продолжать перевозить льготные категории населения. Но от того, что отрасль не получает положенные компенсации в полном объеме, страдает в конечном счете и потребитель. Вместо того, чтобы обновлять подвижной состав, развивать другие направления работы, мы вынуждены выживать».
Напомним, что с этой проблемой перевозчики борются уже не первый год. Муниципальные транспортные предприятия области неоднократно обращались в суды с исками против городских, областных и федеральных властей. Так, МП «ТТУ» подавало иск в 90 миллионов рублей к министерству финансов РФ. Самарское предприятие пыталось добиться компенсации за льготы, предоставленные инвалидам и ветеранам за 2005 год. Годом ранее МП «Самараавтотранс», МП «ТТУ» и «Самарский метрополитен» через суд вернули себе компенсации за убытки, понесенные ими от предоставленных льгот в 2004 году на 1,3 миллиарда рублей.