Авто Худеющий рынок автокаско

Худеющий рынок автокаско

В 2010 г. рынок автокаско могут покинуть до четверти игроков. Причина – в необдуманном демпинге, отсутствии диверсификации страховых портфелей, чрезмерное увлечение продажами полисов через банки и автосалоны. Эксперты уже «вынесли приговор» небольшим московским и питерским компаниям, однако утверждают, что большинство из самарских страховщиков держат удар кризиса достаточно уверенно.

Каждый четвертый

По итогам 2009 г. рынок страхования в сегменте автокаско упал на 20,5%. Как прогнозируют аналитики, объем премий останется на уровне прошлого года и составит 138 млрд руб. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 г. с рынка автокаско уйдут более четверти его игроков, в том числе несколько крупных страховщиков из списка «Топ-50».

В докладе «Рынок страхования автокаско: заглохли на подъеме» «Эксперт РА» констатирует: «Многие страховые компании продолжат политику «оптимизации издержек», начатую еще в 2009 г. и предполагающую все усилия направлять на снижение размеров выплат. Такая политика приведет к снижению репутации всего страхового рынка и окажет негативное влияние на динамику добровольного спроса на услуги страховых компаний».

Аналитики отмечают, что в прошлом году на фоне общего падения сборов по автокаско прямые продажи, наоборот, выросли. Внутри агентского канала продаж произошло лишь перераспределение сборов в пользу надежных страховщиков. В наибольшей степени сократились сборы, получаемые через банковский и дилерский каналы продаж.

Опрошенные эксперты сходятся в том, что в 2010 г. рынок автокаско будет развиваться под давлением негативных тенденций, однако их прогнозы не совпадают. Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин согласен с тем, что рынок остановится в развитии. По расчетам заместителя генерального директора компании «АудитСВ» Ларисы Семеновой, в текущем году спад в сегменте автокаско продолжится. Напротив, руководитель агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев считает, что, несмотря на тяжелое положение в отрасли, в 2010 г. можно ожидать роста автокаско в пределах 5-9%.

По мнению Кокорева, канал продаж автокаско через банки и автодилеров в основном убыточен и использовался компаниями лишь для быстрого наращивания объема портфеля. «Для страховой компании важно иметь много каналов продаж. Агентский канал сложнее выстраивается, он более трудоемкий, чем банковский или салонный канал. Те компании, у кого агентский канал оказался надежным, и те, кто не присутствовал в банках и в автосалонах, лучше держат удар кризиса», - констатирует Кокорев.

Демпинг плюс мошенничество

По мнению специалистов «Эксперт РА», на ухудшение ситуации в автостраховании заметно повлияло резкое увеличение количества случаев страхового мошенничества. Однако участники рынка эту точку зрения не разделяют. Руководитель филиала «Средневолжский» СК «РЕСО-Гарантия» Мария Рожина и генеральный директор Объединенной страховой компании Андрей Раздьяконов не отмечают сколько-нибудь заметного роста случаев обмана клиентами страховых компаний. Кокорев подчеркивает, что оценить объем страхового жульничества крайне сложно.

«Общей статистики по мошенничеству нет, есть лишь приблизительные оценки. Между компаниями нет постоянного взаимодействия по выявлению фактов мошенничества, кроме единичных случаев. Даже если подлог обнаруживается, то злоумышленники обычно избегают серьезного наказания. Страховщику невыгодно вести разбирательство через суд, обычно ему достаточно того, чтобы мошенник забрал свое заявление и расторг страховой договор», - заявляет Кокорев. Но в то же время некоторый рост убыточности компаний в 2009 г. он все же связывает с ростом мошенничества.

По мнению аналитиков «Эксперт РА», еще одной причиной спада на рынке автострахования стал демпинг. В результате обострения конкуренции в сегменте автокаско он усилился с конца 2008 г. и достиг максимального размаха в середине прошлого года. И лишь в конце 2009 г. было отмечено некоторое повышение тарифов у ряда крупных страховых компаний. Однако аналитики рейтингового агентства указывают на то, что многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут «соскочить» с нее, так как повышение тарифов для них будет означать отток клиентов, потерю ликвидности, невыплаты и, в конечном счете, отзыв лицензии.

По наблюдениям Олега Кокорева, федеральные компании нередко рассчитывают тарифы для своих самарских филиалов исходя из статистики по Москве и Санкт-Петербургу. Лариса Семенова подчеркивает, что осложнения у компаний могут возникнуть не только из-за их внутренних проблем, но и из-за отказа клиентов от страхования, поскольку автокаско – это не продукт первой необходимости. Эксперт считает, что сократить свои расходы на этот вид страхования могут и VIP-клиенты.

Александр Осин, основываясь на сравнительной динамике сегментов регионального банковского рынка и увязывая страховой бизнес с автокредитованием, предполагает, что самарский рынок автострахования в текущем году ожидают нулевые темпы прироста страховых премий и сокращение числа игроков на 20-30%, в основном за счет небольших компаний. Олег Кокорев не согласен со столичным аналитиком. «Анализ статистики за прошлый год показывает, что региональные страховые компании, наоборот, более грамотные андеррайтеры, чем федеральные. У большинства из них портфели более «здоровые», а основные показатели лучше, чем у федеральных страховщиков», - заявляет страховщик. По его расчетам, сначала с самарского, а затем и с федерального рынка автокаско могут уйти небольшие московские и петербургские компании. Всего же, по мнению эксперта, четверть потенциальных кандидатов «на вылет» занимают очень небольшую часть рынка автострахования – около 10%.

МНЕНИЯ

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- По итогам 2010 г. рынок автокаско могут покинуть около 25% игроков, учитывая темпы сокращения рынка продаж автомобилей, автокредитования, практически нулевые темпы прироста реальных доходов населения и «затромбированность» каналов предоставления заимствований банками, по-прежнему акцентирующими свою политику на проблеме оптимизации балансов. У небольших компаний больше шансов покинуть рынок каско из-за более дорогих пассивов. Но последствия «перегрева» рынка в период бума могут не оставить шансов и некоторым крупным игрокам.

Лариса Семенова, заместитель генерального директора компании «АудитСВ»:

- Клиенты в 2010 г. будут отказываться от автокаско, причем это будут не только представители среднего класса, от страховщиков будут уходить и VIP-клиенты. Каско – это не продукт первой необходимости, поэтому даже VIP-клиенты могут сократить свои расходы на страхование. Что же касается среднего класса, то у этой категории клиентов финансовые проблемы проявляются достаточно ярко.

Мария Рожина, руководитель филиала «Средневолжский» СК «РЕСО-Гарантия»:

- В 2009 г. резко сократилось автокредитование. И хотя есть тенденции к его возрождению, пока объемы просто несопоставимы. Кроме того, население чувствует неопределенность и в плане покупок действует осторожно. Те страховщики, которые делали ставку на рынок новых машин и зависели от успешности продаж в автосалонах и банках, теперь испытывают проблемы. На это указывает статистика – многие из тех, у кого объемы выплат по итогам года превысили объемы собранной страховой премии, сильно зависели от банковского и салонного каналов продаж.

Aвтор: Сергей Вахрушев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления