Под общественный транспорт «подстелят соломку». Министерство транспорта РФ до 1 июля предложит депутатам Государственной Думы законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков.
«Уважаемые пассажиры, не забудьте приобрести страховой полис». Возможно, в скором времени именно такое объявление будет звучать во всех видах транспорта городов и сел Самарской области, кроме легковых такси. До 1 июля в нижнюю палату российского парламента планируется внести законопроект, который обяжет все компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, страховать свою ответственность перед пассажирами.
Авторы законопроекта уверены, что в случае если закон будет принят, то родственникам жертв аварий на транспорте будут выплачены компенсации в размере двух миллионов рублей. Сами же жертвы смогут рассчитывать на погребение, которое также оплатят страховщики. Согласно законопроекту срок урегулирования возмещения убытков должен составлять около 30 дней. Что самое любопытное — теракты, военные действия и массовые беспорядки считаться страховыми случаями не будут, а их жертвы выплат от страховых компаний не получат.
Обратная сторона медали законопроекта заключается в том, что убытки транспортных предприятий придется компенсировать пассажирам. Впрочем, разработчики проекта уверены, что при введении этого вида страхования стоимость проезда в метро увеличится на целых 45 коп. Расходы на страховку составят не более 4% доходов метрополитена. Цена билета на проезд в трамвае или троллейбусе увеличится на 1 копейку. Стоимость страховки не превысит 0,25% бюджета трамвайных и троллейбусных парков. Расходы пассажиров на покупку билета на междугородные автобусы вырастут на 1,5 рубля, пригородные – на 24 копейки, внутригородские – на 8 копеек. Железные дороги также увеличат стоимость проезда — электрички подорожают на 5 копеек, а поезда дальнего следования на 2 рубля. Стоимость авиабилетов, по данным разработчиков проекта, вырастет всего на 16 рублей. Информация тоже странная — автор этого материала, не так давно летавший на самолете, отдал за полис добровольного страхования 200 рублей.
Так нужен ли вообще этот закон, который не защищает интересы пострадавших в результате терактов, но заставляющий повышать цены?
По мнению эксперта, близкого к авиационным кругам Самарской области и пожелавшего остаться анонимным, основной «изюминкой» закона является то, что он «уравняет» все виды транспорта по сумме компенсаций. На сегодняшний день авиаторы выплачивают родственникам жертв около двух миллионов рублей, а железнодорожники обязаны выплатить всего 12 тысяч. Законопроект уравняет все компенсации на уровне двух миллионов.
«Вполне понятно, что закон лоббируют страховые компании. И, естественно, именно они получат основную выгоду. Но выиграет и пассажир — Россия приблизится к Европе и по этому параметру — там такой закон принят уже давно», - уверен эксперт «СГ».
Согласно законопроекту, подчиняться новому закону будут и коммерческие перевозчики, в том числе и «маршруточники». Сами они относятся к потенциальному принятию по-философски: «Как закон примут, так и будем действовать. А нужен закон или нет, я даже не знаю», - сказал заместитель директора ООО «МиМ» Юрий Мурзаев.