В Самаре работают два типа такси - те, кто соблюдает все буквы закона или хотя бы старается, и те, которые не имея даже собственного таксопарка, работают через диспетчерскую службу. Ясно, что во втором варианте стоимость проезда будет значительно ниже, однако нет закона - нет ответственности. И теперь улицы города трудно представить без автомобилей с «шашечками» на боку. Конечно, легковые такси не каждому по карману. Тем не менее, тех, кто предпочитает хотя бы время от времени передвигаться по городу с комфортом, достаточно.
Кто-то предпочитает вверять свою жизнь и здоровье фирмам, у которых и машины, и водители в полном порядке, т.е. где соблюдены «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Но немало и таких пассажиров, для которых главное при выборе такси - подешевле. Например, в последнее время в Самаре именно из-за доступных цен стало популярным такси «Лидер». До его появления в Самаре здесь уже работала фирма с точно таким же названием, но услуги ее значительно дороже. По словам ее гендиректора Евгения Кондратьева, явление «двойника» народу для него стало полной неожиданностью. Однако последние со своим автопарком иномарок.
Формально оказание диспетчерских услуг законом не запрещено. Но в законодательстве явная дыра, коль скоро в нем нет заслона для нарушений, которые эта деятельность, применительно к услугам такси, провоцирует. И к тому же создает условия для вымывания с рынка перевозок компаний, работающих в соответствии с установленными государством правилами.
У такси без «традиционного» таксопарка затраты только на диспетчерскую службу. Своих машин у них практически нет. Водители - наемные, с личными автомобилями. Они получают на сотовый заказы от диспетчера при условии, что заранее внесут на определенный счет некую сумму. Из этих денег с каждого заказа у него фирма получает свою долю. Как правило, на техосмотр машины и медосмотр водителя подобные фирмы не тратятся. Поэтому такие такси и лидируют. Там, где обычный таксист меньше чем за 150 руб. отвезти пассажира не может, они спокойно возят за 100.
Такси - затратный бизнес, если соблюдать все требования законодательства. Накладные расходы огромные, за ОСАГО плата по повышенным ставкам – это требование закона, обязательный медосмотр водителей перед сменой, налоги... По закону перевозкой пассажиров в такси могут заниматься либо юридические лица, либо зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Но неофициально договор с фирмой, имеющей лишь диспетчерскую службу, может заключить практически любой водитель с более-менее приличным автомобилем. По информации областного управления Государственного автодорожного надзора, с 2005 года число компаний такси с собственным парком автомобилей и инфраструктурой для их обслуживания в Самаре уменьшилось с тридцати восьми до одиннадцати. Среди «легальных» такси - «Пилот», «Джокер такси», «Такси Леди», «Блюз такси», «Такси Шевролет» и другие.
Стоит заметить, что жители города по прежнему выбирают то, что дешевле.
Есть две причины, порождающие такси без таксопарков: отмена лицензирования деятельности таксистов и отсутствие законодательной базы по ее регулированию на областном уровне. В губернской Думе уже почти год идет работа над новым областным транспортным законом.
Владимир Плахтеев, заместитель руководителя управления Государственного автодорожного надзора по Самарской области:
- После отмены лицензирования многие таксисты ушли из нормальных фирм в свободное плавание. Как правило, они не регистрируются как индивидуальные предприниматели. Фактически занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, либо работая самостоятельно, либо на договорных условиях с фирмами, организующими диспетчерские службы по приему заказов на предоставление услуг такси. Своего автопарка у таких фирм нет, поэтому служба автодорожного надзора воздействовать на них никак не вправе.