Разговор в отделе кадров автошколы: «Значит, вы хотите работать инструктором по вождению? А раньше кем работали?.. На заводе… Понятно... Возили цемент, значит. Ну... А психологией когда-нибудь увлекались? Может, читали что-то? Нет? А образование у вас какое? Впрочем, это неважно. Представим ситуацию: у вашего ученика не получается повернуть налево. Что будете делать? Стоп, стоп, так громко не нужно! Да, и поинтеллигентнее, пожалуйста. Впрочем, немного практики и… Делов-то. Не боги горшки обжигают. Скажите, собственный автомобиль у вас есть? Хорошо. Вам нужно его переоборудовать и приобрести знак «Учебное транспортное средство». Ну, который с буквой «У» посередине… Замечательно! Добро пожаловать в нашу автошколу!»
Если до автошколы я и ездил на автомобиле, то исключительно в качестве пассажира, так что осваивать науку мне предстояло с абсолютного нуля. И к выбору водительских курсов решил подойти обстоятельно.
Обратился за советом к коллегам, но ничего не вышло. Мало того что мнения насчет выбора автошкол радикально разошлись, так вдобавок они все как-то странно меня напутствовали. Кто-то, загадочно улыбаясь, желал мне удачи, кто-то мрачно советовал «довести дело до конца». А одна дама, которая сама недавно сдала на права, грустно посмотрев куда-то в сторону, посоветовала вообще ездить на общественном транспорте.
Пришлось определяться самому. Я обзвонил все крупные разрекламированные автошколы и, узнав, что стоимость обучения везде приблизительно одинаковая, решил записаться в ту, что находилась ближе к дому.
Началось все с теории. Ничего дурного в том, как было поставлено преподавание «полета милицейской мысли», сказать не могу. Предельно корректный преподаватель объяснял все доступно, отвечал на всевозможные вопросы и даже иногда баловал слушателей забавными шутками. После каждого пройденного блока мы писали небольшую контрольную. С теми, кто с ней не справлялся, проводились дополнительные занятия, те же, кто выполнял без ошибок, от них освобождались. Все честно и справедливо. Мне казалось, что все не так уж страшно, как представлялось в рассказах «бывалых». Но через две недели мои предположения были развеяны, ибо началась практика. Самая интересная и нужная часть «курса молодого бойца».
На первом занятии вместе с инструктором мы приехали на автодром. Его почему-то не интересовало, был ли у меня хотя бы минимальный опыт вождения. Он коротко рассказал о расположении органов управления машиной и сразу же предложил выполнить все мыслимые упражнения: дворик, гараж, змейка, горка. Сказано – сделано. Вооруженный полученными знаниями, я начал хаотично двигаться на автомобиле по автодрому, сбивая флажки и мучительно пытаясь понять, как же им управлять. Какое-то время наставник молча наблюдал за моими мучениями, потом решил вмешаться. То бишь стал громко выкрикивать невразумительные советы, постоянно упоминая мою маму. Но понять, а тем более воспользоваться ими у меня не получалось, и я продолжал выписывать на тренировочной площадке причудливые кривые. Так, собственно, первое занятие и прошло. А затем и второе, в конце которого, как бы бонусом, мой учитель разразился десятиминутным нецензурным монологом. Суть оного сводилась к тому, что мое стремление научиться водить машину и сдать на права обречено на провал (очень, знаете ли, конструктивная позиция для инструктора).
Не спорю, что оказался отнюдь не идеальным учеником, ибо не имел даже минимальных навыков вождения. Но с трудом верится, что я был единственным подобным курсантом. И если остальные приходят в автошколу, полностью готовые к экзамену (инструктор, видимо, ожидал этого), то для чего вообще нужен «громкоговоритель» справа?
То ли его полуматерные аргументы показались мне неубедительными, то ли сыграло роль природное упрямство, но я решил не сдаваться и продолжить обучение, но с другим инструктором. На следующий же день заявился в офис автошколы и, сославшись на возникший между мной и моим наставником антагонизм, попросил предоставить мне другого преподавателя. И получил добро.
Но попытка №2 оказалась ничуть не лучше, поскольку со вторым инструктором вышла похожая история. Крайне редкие и невнятные объяснения при полном отсутствии терпения, помноженные на весьма своеобразные педагогические приемы. Особенно «добили» его бесподобные шутки, вроде «всем было бы лучше, если бы ты не дожил до экзамена». Потом бесконечная череда гипотез касательно моего врожденного косоглазия, наличия у меня эпилепсии и еще черт знает чего. А также внезапные приступы гнева, впадая в которые, он грозился придать моему лицу некруглую форму. В общем, я выдержал месяц таких занятий, а затем снова обратился к руководству школы с просьбой заменить преподавателя. Они снова согласились, правда, после пары дней скандалов и разбирательств. Поскольку в этот раз на антагонизм я уже не ссылался.
И вот с третьим по счету инструктором мне повезло. Хотя поначалу он казался мне очень странным. Потому что приезжал на занятия вовремя, совсем не ругался матом и объяснял, как управлять машиной, на понятном мне языке. В общем, загадка какая-то, а не инструктор. Но со временем я стал к этому привыкать. Человек ведь ко всему привыкает. Постепенно моя напряженность за рулем исчезла, и дело завертелось. Пришло понимание, что хоть я далеко не самый одаренный ученик, но и автомобиль – не космический корабль. И для того, чтобы научиться на нем ездить, сверхъестественных способностей не нужно. Достаточно просто систематически заниматься с вменяемым преподавателем. И откатав еще десять дополнительных занятий, к своему удивлению, я стал почти без ошибок делать упражнения на автодроме и довольно уверенно ездить по городу. А затем сдал экзамены в ГИБДД и получил наконец заветную пластиковую карточку.
Подводя итоги своей нерадостной эпопеи с получением прав, могу сказать следующее: попадись мне последний инструктор с самого начала, не истратил бы я впустую немалое количество денег, нервов и времени. Но история не имеет сослагательного наклонения. А самое печальное, что первые инструктора – скорее правило, чем исключение.
Почему так?
От людей, которые занимались в других автошколах, я выслушал немало историй гораздо печальней моей. Значит, можно сделать вывод, что проблема не в отдельно взятой школе, а в системе подготовки водителей в целом.
В чем же она? В стремлении владельцев автошкол к получению максимальной прибыли при полном отсутствии уважения к своим клиентам? В отношении к ученикам как к дойным коровам? В приеме на работу кого попало ради меньшей зарплаты?
Да, но это одна сторона медали. Потому что если вы приватно спросите директоров автомобильных курсов, мол, что ж вы делаете, кого ж на работу инструкторами-то берете, они ответят, что по-другому в нынешних условиях не то что зарабатывать, но и существовать нельзя. Поведают о низкой платежеспособности наших граждан, коррупции чиновников и высоких налогах. И в чем-то будут правы. Иначе как объяснить тот факт, что собственники и руководство автошкол меняются, а ситуация в системе – нет? Почему существующая долгие годы конкуренция между автошколами не расставит все по местам? Ведь достаточно появления в городе двух-трех автошкол, где отсутствовали бы хамство и некомпетентность инструкторов, и в остальные учиться никто бы не пошел.
Может, дело в отсутствии эффективного законодательства и нормативной базы, регламентирующих работу автомобильных курсов? Это вряд ли. Можно, конечно ввести такие правила, по которым на должность инструкторов можно будет принимать лишь людей с высшим педагогическим образованием, ужесточить и усложнить лицензирование или еще что-нибудь в таком духе. Но стоимость обучения в таких автошколах возрастет в разы, и для многих оно станет недоступным. Да и если такие законы примут, одолевают меня сомнения, что они заработают, как задумывались. Особенно на местах. Ведь неизбывное российское взяточничество никто не отменил. Типично российская проблема – невозможность совместить доступную цену и приемлемое качество в одном товаре (услуге).
Наверное, это я нехороший человек, написал поклеп на честных людей? Нет, гадом буду, только правду. Тогда в чем же причина? Как мне кажется, причина в том, что мы живем в стране, отказавшейся от воплощения в действительность идеалов социализма, но так и не построившей развитого капитализма. А потому положение дел во многих институтах гармонирует с сегодняшним состоянием нашего государства и общества. До сих пор наводится порядок в армии, строятся приличные дороги и решаются проблемы автошкол. Но происходит это в основном в виртуальном мире газет и телепередач. Там же принимаются новые законы, проводятся эксперименты, строятся многообещающие планы... но воз и ныне там.
И когда (и если) произойдет у нас пресловутая диверсификация экономики, будет сведена к минимуму коррупция, когда мы осознаем себя не населением, а гражданами, когда господа бизнесмены станут работать, соблюдая законы, или их заставят это делать – вот тогда и станут наши автошколы действительно «школами», а не формальным препятствием на пути к получению прав. А пока … Тянет пошутить про прекрасную пору и поэта, но я не стану.
Но чтобы развеять пессимизм, напоследок несколько советов насчет получения прав в наших реалиях.
Что делать?
не стоит покупать права. Если учесть возможные последствия: аварии, наезды на пешеходов – это встанет вам дороже, чем обучение на водительских курсах;
не идите учиться в малоизвестные автошколы. Думается мне, вероятность возникновения в таких учреждениях нештатных ситуаций по ходу обучения особенно высока;
если уж судьба свела вас с одним из тех инструкторов, про которых Федор Чистяков пел: «Что ж вы хотите от больного сознания?!», не отчаивайтесь. Смело идите к руководству школы и просите его заменить. Только не делайте этого слишком эмоционально (из личного опыта);
отнеситесь к занятиям серьезно, ведь потом вам придется ездить по нашим дорогам самостоятельно. А ситуация на них тоже не простая;
не скупитесь на дополнительные уроки, особенно если вы, как я, пришли учиться, не имея никакого опыта.
Удачи тем, у кого еще все впереди!