Сектор автострахования последний год пользовался особым вниманием страховых компаний. Сокращение портфелей и снижение страховых премий вынуждало страховщиков идти на все, чтобы привлечь новых клиентов, и зачастую основным средством достижения целей становился демпинг. Результаты такой политики не заставили себя ждать. Коэффициент выплат и премий по итогам I квартала 2010 года, составил 90%, что является на данный момент худшим результатом.
Как объясняет владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев, по данным ФССН за I квартал 2010 года, отношение выплат к поступлениям по КАСКО составило 90% по России, 84% по Самарской области. «Это самый плохой показатель за всю историю страхования. При минимальном расходе на ведение дела 30% от премии почти каждая компания России за I квартал 2010 года получила убыток до 20% от собранной премии, в Самаре – до 14% от собранной премии», - говорит Кокорев.
Как отмечает начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» Мария Гуляева, в I квартале 2010 года у 88 операторов рынка уровень выплат превысил 100%, и каждый третий страховщик, входящий в ТОР-30, выплатил по КАСКО больше, чем заработал. Более 84, 5% от суммы страховых выплат пришлось на выполнение обязательств по договорам с физическими лицами. Тем не менее, как отмечают участники рынка, данная ситуация не стала неожиданностью. Число клиентов страховщиков сокращалось на протяжении последних лет, многие страховщики не могли привлечь новых клиентов, и основной приток премий происходил за счет договоров, заключенных до начала кризиса.
Кроме того, демпинговая политика страховщиков привела к сокращению получаемых премий. По словам директора департамента автострахования ОАО ГСК «Югория» Сергея Мезенина, КАСКО на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры стало убыточным для многих страховщиков. «Кризис стал причиной спада автокредитования. Меньше выданных кредитов, следовательно, меньше покупок автомашин в салонах, следовательно, меньше продаж полисов КАСКО, являющихся обязательным условием кредитных договоров, что в результате привело к заметному увеличению конкуренции между страховщиками. Страховые компании в борьбе за клиента стали демпинговать по тарифам», - говорит Мезенин.
По мнению Марии Гуляевой, рост соотношения премий к выплатам обусловлен несколькими причинами. «Одна из них – недобор страховых премий, вызванный сокращением автомобильного рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в I квартале текущего года падение рынка составило 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - говорит Гуляева. Другая причина, по словам эксперта, продолжающееся повышение стоимости запасных частей, других расходных материалов и стоимости услуг посредников, осуществляющих ремонт транспортных средств, поврежденных в результате страхового случая, что напрямую связано с ростом расходов страховщиков при урегулировании убытков по КАСКО. Также Мария Гуляева связывает рост коэффициента с демпинговой политикой страховщиков. Учитывая сложившуюся ситуацию, по мнению участников рынка, в ближайшее время будет происходить рост тарифов по КАСКО.
Как комментирует Мария Гуляева, основная доля договоров страхования средств автотранспорта приходится на кредитные средства. Также она обозначила наметившуюся тенденцию восстановления автомобильного и кредитного рынков, увеличение средней стоимости договора страхования не спровоцирует повсеместного отказа от данного вида услуги со стороны клиентов. «А следовательно, повышение тарифов будет оправданной мерой для снижения уровня убыточности», - говорит Гуляева. По мнению Олега Кокорева, рост страховых тарифов по КАСКО является неизбежным. «Он уже запаздывает минимум на полгода из-за слишком оптимистичных прогнозов выхода из экономического кризиса. Ожидаемое повышение покупательной способности страхователей отодвигается на конец 2010 года, который обещает быть не менее трудным, чем 2009 год», - говорит Кокорев.